После поражения Каспарова в 1997 году в матче против созданной IBM шахматной программы Deep Blue ученые высказали мнение, что из всех интеллектуальных игр, которые могут оставаться реальным вызовом для искусственного интеллекта, остается игра го. И так действительно было до последнего времени.
Го - это логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием (подробнее о ней можно почитать в наших материалах). Комбинаторика в игре го намного сложнее, чем в шахматах: в ходе игры возникает настолько огромное количество возможных позиций, что просчет оптимальных вариантов становится невозможным даже для самых мощных компьютеров.
Поэтому некоторые разработчики пошли другим путем и не прогадали – инженеры из компании DeepMind создали программу AlphaGo, основанную на глубоких нейронных сетях, которые постепенно обучались на опыте уже сыгранных партий в го, а потом и на собственных играх. Результат превзошел все ожидания – в марте этого года была разыграна серия из 5 партий между AlphaGo и одним из лучших игроков в го в мире за последние 10 лет, профессионалом 9 дана Ли Седолем. Итог неутешителен – программа выиграла у человека с разгромным счетом 4:1.
И теперь, когда ИИ взял последнюю вершину интеллектуальных игр, ученые посчитали, что настоящим вызовом для искусственного интеллекта можеть стать такая физически реальная игра, как футбол.
Для людей игра в футбол представляется достаточно легким занятием. Но для человекоподобного робота совсем не просто бегать по полю на двух ногах, контролировать мяч в противоборстве с другими игроками и, по возможности, обходиться без падений. Все это считалось совершенно невозможным в 1997 году. Лишь в некоторых лабораториях тогда смогли создать шагающего человекоподобного робота.
Амбициозная цель была поставлена специалистами во главе с Хироаки Китано и Мануэла Велозу. К 2050 году должна быть создана футбольная команда из человекоподобных роботов, способных выиграть у официального чемпиона мира по футболу. После чего и появились соревнования RoboCup.
В Лейпциге в этом году был проведен очередной 20-й турнир RoboCup. Как всегда, целью этих соревнований является совершенствование возможностей ИИ и робототехники, причем, не в абстрактной форме, а в гораздо более сложной форме физических роботов, которые в режиме реального времени действуют согласованно с другими роботами. Подобные конкурсы призваны стимулировать технический прогресс.
В первом RoboCup участвовали только колесные роботы. Но вскоре большее распространение получили шагающие роботы, в числе которых был и четвероногий робот в виде собаки Sony AIBO. Так что, начиная с 2003 года, в турнире участвуют уже человекообразные роботы. В начале игры гуманоидов «были весьма примитивными». Роботы перемещались по полю шаткой походкой, а после удара по мячу часто падали. В последние годы их возможности резко возросли. Многие лаборатории в настоящее время имеют команды из пяти или шести человекоподобных роботов.
Для того, чтобы достичь поставленной цели в реальном футбольном матче в 2050 году, с каждым годом условия робо-турнира становятся сложнее. В прошлом году зеленый ковер был заменен на искусственный газон, штанги ворот и мяч окрасили в белый цвет. Это затрудняет для роботов сохранение устойчивости и создает проблемы с распознаванием мяча.
Хотя задачи, связанные с футболом, гораздо проще и понятнее для человека, чем игра в шахматы или го, для роботов они являются серьезной проблемой. Должны быть решены технические проблемы доселе невообразимой сложности. Робот должен рассчитывать удар во время бега, распознавать мяч под яркими лучами света, бегать по мокрой траве, необходимо обеспечить робота достаточной энергией в течение 45 минут игры, корпус роботов должен выдерживать серьезные столкновения во время силовой игры. Необходимо решить и такие проблемы взаимодействия с людьми, как столкновения робота на поле с человеком из противоборствующей команды, чтобы предотвратить серьезные травмы.
RoboCup решает в миниатюре проблемы, с которыми мы столкнемся в будущем при взаимодействии с интеллектуальными роботами. Это не умозрительные настольные игры типа шахмат или го, футбол – амбициозная, силовая игра на поле, которая в чем-то имитирует наше взаимодействие с разумными роботами.
Комментарии
(0) Добавить комментарий