Демонстрировавшиеся недавно в музеях Нидерландов новые картины Рембрандта вызвали настоящий фурор среди любителей живописи. Это были не потерянные ранее полотна, а новые работы, созданные с помощью компьютера, который проанализировал тысячи живописных произведений художника.
Компьютер использовал технологию машинного обучения для анализа и воспроизведения технических и эстетических элементов в творчестве Рембрандта, включая освещение, цвета, мазки и геометрические узоры. Результатом стала картина на основе стилей и мотивов в живописи Рембрандта, но созданная с помощью алгоритмов.
Это лишь один пример в пополняющемся перечне работ компьютеров, претендующих на авторские права. Кто является владельцем созданных с помощью ИИ творческих работ? Это уже не просто академический вопрос. Сегодня ИИ стали использовать для создания музыки, игр и статей для журналов, теоретически эти работы могут считаться не подпадающими под защиту авторского права, существующего для людей. Это будет означать, что они могут свободно использоваться кем угодно, что не устраивает продающие их компании.
В отличие от ранних компьютерных творений, алгоритмы машинного обучения обеспечивают имитацию творческого процесса без участия или вмешательства человека. ИИ становится не простым инструментом. Но должно ли это означать применимость авторского права по отношению к компьютеру? Машины не имеют прав и статуса людей в рамках закона. Но не все авторские права принадлежат физическим лицам, в конце концов.
Компании признаются как юридические лица и часто получают авторское право на работы, которые они непосредственно не создавали. Так что вполне возможно, что авторским правом может наделяться лицо (компания или человек), которые фактически доверили ИИ создать для них работу.
Современная правовая система довольно сложная и она меняется в зависимости от страны. В Великобритании, Ирландии и Новой Зеландии компьютерные произведения имеют авторские права, которые принадлежат «человеку, инициировавшему создание этой работы». Другие европейские страны не имеют подобных положений в своем законодательстве, в Испании и Германии только созданные человеком произведения могут быть объектом защиты авторского права.
Более того, правоприменительная практика Европейского Суда по различным делам признает авторское право распространяемым лишь на оригинальные работы, а оригинальность должна отражать «собственное интеллектуальное творчество автора». А в США эта проблема по-прежнему находится в стадии обсуждения.
Ситуация, скорее всего, станет еще сложнее, так как инструменты с ИИ все чаще используются художниками и музыкантами, потому что машины все искуснее имитируют творческий процесс. Так что найти отличия между работами человека и компьютера становится все труднее.
Комментарии
(0) Добавить комментарий