Большинство детей знают, что кричать или бить кого-то нехорошо, даже если они не всегда держат руки при себе. Но как быть, если это не другой ребенок, а умная колонка или робот-пылесос?
В новом исследовании, проведенном психологами из Университета Дьюка, детей спрашивали именно об этом, а также о том, насколько, по их мнению, умна и чувствительна колонка Alexa по сравнению с роботом-пылесосом Roomba.
По мнению детей от 4 до 11 лет, Alexa обладает более человекоподобными мыслями и эмоциями, чем Roomba. Но, несмотря на ощутимую разницу в интеллекте, дети считали, что ни Roomba, ни Alexa не заслуживают того, чтобы на них кричали или причиняли им вред. Однако это чувство ослабевало по мере продвижения детей к подростковому возрасту. Результаты исследования опубликованы в журнале Developmental Psychology.
На проведение исследования ведущего автора Терезу Фланаган отчасти вдохновило то, как Голливуд изображает взаимодействие человека и робота в таких сериалах, как "Westworld" канала HBO.
"В сериале "Westworld" и фильме "Ex Machina" мы видим, как взрослые могут взаимодействовать с роботами очень жестокими и ужасными способами, - говорит Фланаган, приглашенный ученый на кафедре психологии и нейронаук в Дьюке. - Но как бы дети взаимодействовали с ними?"
Чтобы выяснить это, Фланаган набрала 127 детей в возрасте от 4 до 11 лет, которые вместе со своими родителями посещали научный музей. Дети посмотрели 20-секундные ролики о каждой технологии, а затем им задали несколько вопросов.
Работая под руководством доктора философии Тамар Кушнир, Фланаган проанализировала данные опроса и обнаружила в основном обнадеживающие результаты. В целом, дети решили, что и Alexa, и Roomba, вероятно, не боятся щекотки и не почувствуют боли, если их ущипнуть, что говорит о том, что они не могут испытывать физические ощущения, как это делают люди. Однако они поставили Alexa, а не Roomba, высокие оценки за умственные и эмоциональные способности, такие как способность думать или расстраиваться после того, как кто-то грубо с ним обошелся.
"Даже не имея тела, маленькие дети считают, что у Alexa есть эмоции и разум, - сказал Фланаган. - И это не потому, что они думают, что у каждой технологии есть эмоции и разум, они не думают что у Roomba они есть, так что это что-то особенное в способности Alexa общаться вербально".
Независимо от различий в восприятии способностей двух технологий, дети всех возрастов согласились с тем, что бить или кричать на машины неправильно.
"Дети не считают, что Roomba обладает большими умственными способностями, такими как мышление или чувства, - сказал Фланаган. - Но дети все равно считают, что мы должны обращаться с ним хорошо. Мы не должны кричать или бить, даже если он не слышит наших криков".
Однако чем старше становились дети, тем чаще они говорили о том, что нападать на технику более приемлемо.
"Четырех- и пятилетние дети думают, что у вас нет свободы совершить моральное нарушение, например, напасть на кого-то, - сказал Фланаган. - Но когда они становятся старше, они думают, что это не очень хорошо, но у вас есть свобода сделать это".
Результаты исследования дают представление об эволюции отношений между детьми и технологиями и поднимают важные вопросы об этическом отношении к ИИ и машинам в целом, а также к родителям. Должны ли взрослые, например, моделировать хорошее поведение своих детей, благодаря Сири или ее более сложный аналог ChatGPT за помощь?
В их исследовании один 10-летний ребенок сказал, что кричать на технику нехорошо, потому что "датчики микрофона могут сломаться, если кричать слишком громко", в то время как другой его сверстник сказал, что это нехорошо, потому что "робот на самом деле будет чувствовать себя очень грустным".
"С этими технологиями интересно, потому что есть еще один аспект: это часть собственности, - сказал Фланаган. - Дети думают, что нельзя бить эти вещи, потому что это морально неправильно, или потому что это чья-то собственность и она может сломаться?".
Фото: Andy Kelly/Unsplash
Комментарии
(0) Добавить комментарий