Продолжение рассказа Юрия Аурениуса, генерального директора «Лаборатории Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» и главного эксперта компетенции IoT JuniorSkillsо о «Интернете вещей»: что, как и куда движется… и куда приведет.
С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.
IoT в приложении к профессии
Где и чему здесь можно учиться и как найти свою выгоду в строящемся «цифровом мире»?
Сначала немного «фантазий» о нашем приближающемся будущем.
Считается, что к 2020 году все устройства, окружающие нас, станут «умными». Всевозможные утюги, чайники, кофемашины, телевизоры, розетки, выключатели и т.п. постепенно обретают микроконтроллер, который будет управлять функционалом всех этих устройств.
Все крупные поставщики бытовых устройств уже активно разрабатывают и внедряют такие системы, решают вопросы передачи данных для того, чтобы наладить связь этих устройств с «облаком». Далее все просто: если вы хотите управлять этим устройством – ставьте необходимое приложение, настраивайте связь с приобретенным устройством и управляйте.
Хотите запрограммировать его работу в дальнейшем без вашего управления?!
– Пожалуйста… Тем более, имея навыки программирования таких систем в Интернет - приложениях.
Если у вас дома вся техника одного производителя - проблем не возникает совсем – все устройства сразу видны в приложениях и настроить их работу не составит труда.
Если все устройства разных производителей – тоже не беда – есть универсальные «облачные платформы», отлично взаимодействующие с разными производителями. Ставьте их приложения и работайте с разными производителями бытовых устройств.
Главное - УМЕТЬ все настроить.
Наличие такого сервиса в доме станет таким же обычным делом, как наличие выключателей на стенах сегодня!
Раньше задачей «настоящего мужчины» было установить и подключить новую розетку в доме, а уже скоро к этому добавится и необходимость «прописать» ее в интернет Приложении для удобства пользования.
Умеешь это делать?! Отлично! Не умеешь – можно не подключать, но тогда не получить и удобный сервис. А можно вообще вызвать мастера, который сделает это за деньги.
Есть еще производители датчиков и систем «второго эшелона», те, которые менее известны и пока не задумываются о своих «облаках и сервисах». Они просто выпускают бытовую технику, готовы комплектовать ее универсальными решениями «умных микроконтроллеров» и дальнейшую их судьбу отслеживать не хотят. Для таких решений уже создаются интернет-магазины «приложений», в которых можно купить необходимый драйвер (ПО) для правильной работы микроконтроллеров и тем самым адаптировать устройство для работы. Такие драйверы сегодня пишут системные программисты во всем мире. Сейчас стоимость подобного ПО – не более 1 доллара. Спрос на них придет немного позже, и спрос этот будет огромным. И мы все пойдем в эти магазины за этими драйверами, потому что нам необходимо будет подключать эти решения.
И сегодня у Вас еще есть возможность научиться писать это ПО, что принесет Вам оплату вашего данного труда.
Так появляются новые специальности и профессии – разработчик Интерфейсов, драйверов, инженерных решений…
Теперь несколько слов о том, как научиться «быть в тренде» и получить специальность «Инженер-проектировщик систем «Интернета вещей» с учетом всей специфики текущего момента и траекторий профориентации, получения знаний и профессионального роста.
Обычно в школах или даже дома уже собралось достаточное количество робототехнических «умных» устройств…
Не буду говорить о названиях, но есть известная фирма, которая практически во все школы завезла огромное количество конструкторов образовательной робототехники… Кое-где они пошли «в дело» и активно используются, а где-то так и лежат на полках… Кроме того, сегодня есть широкий выбор недорогих контроллеров российских разработчиков, робототехнических плат Ардуино из Китая и т.п... Ко всему этому есть широкий выбор датчиков и разных исполнительных устройств. Многое можно придумать и сделать самостоятельно. Собираем все это вместе и начинаем мастерить какой-нибудь «умный объект»…
Сначала теоретическая часть - надо вообще понимать, что же выполняет этот объект и какие параметры в нем являются основными для контроля …
Затем принятие инженерного решения – это проектирование системы: где, как и какие необходимо расставить датчики, как настроить автоматику…
Решения могут быть простыми (линейными): сработал датчик – включился свет… А могут быть и сложными, когда для включения той или иной системы необходимо, чтобы сработали несколько датчиков или показания устройств вышли за пограничные значения.
Например, если сработал датчик задымленности, это еще не пожар. А вот если более 10 различных систем сигнализируют о повышении температуры, появлении газов, мерцании света и т.п., то скорее всего требуется и отработка большого числа исполнительных систем – проинформировать окружающих, включить системы дымоудаления и пожаротушения, сообщить на пульт и т.п… и сложных (нелинейных) решений гораздо больше. Понятно, что вся система – это организованное взаимодействие состояний датчиков и исполнительных устройств, которые необходимо продумать, спроектировать, реализовать.
Следующий этап – инженерное творчество… Выбор и правильная расстановка датчиков, прокладка коммуникаций, подключение к портам контроллеров, настройка работы исполнительных устройств… У каждого контроллера - свои датчики и свои исполнительные устройства! Это вам только кажется, что конструкторы выполняют только те функции, которые нарисованы на их упаковке . Всегда можно получить решение ваших инженерных задач, имея просто нестандартный подход. Это существенно расширяет границы ваших решений.
Далее - подключение контроллеров к сети Интернет. Не торопитесь сразу учиться их программировать. Такой задачи нет. Необходимо просто обеспечить подключение используемых контроллеров к Интернету по проводному или беспроводному каналу.
И вот здесь мы приготовили вам 2 сюрприза:
- мы представляем вам упрощенную версию создания интернет приложения по программированию, управлению и мониторингу собранного вами объекта , которое позволит получить первичные навыки такой работы. И главное – точно получить желаемый результат!
- наша команда разработчиков создала программное обеспечение для всех известных нам образовательных робототехнических контроллеров, которое позволяет настроить работу этих контроллеров в режиме «Bypass», т.е. просто передавать в «облако» всю информацию с датчиков, подключенных к контроллеру, а также принимать и исполнять все команды подключенными исполнительными устройствами.
Таким образом, если вы все правильно подключили, продумали, залили ПО, то у вас есть все возможности скорейшего получения результата, а именно - настройки работы построенной системы из «облака».
- Есть нарисованная «кнопка» на экране вашего компьютера, не подключенного напрямую к вашей разработке. Кликаете на нее мышкой – срабатывает реальное исполнительное устройство.
- Есть информация с датчиков (In) и есть каналы управления (Out)… Вы хотите, чтобы при получении сигнала сработало устройство? Нет ничего проще! В течение нескольких минут вы получите это решение.
Такой интересный «первый шаг с «Интернетом вещей».
Такой полезный образовательный набор!
К нему прилагается все – интересный учебно-методический материал, инженерный набор (для тех, у кого нет своего), подробные описания, необходимое ПО, открытый доступ к работе с Интернет-приложением, более 20 различных заданий для закрепления материала, «он-лайн» поддержка обучения.
Но это только первый шаг!
Для того, чтобы научиться всем тонкостям профессии «Инженер-проектировщик систем «Интернета вещей» придется начать все сначала: изучать возможности управления различных контроллеров (не только образовательных, но и промышленных), решать вопросы внешнего подключения, его безопасности и защиты данных, понимать методы программирования, уметь использовать различные решения для создания приложений, прорабатывать решения в случае отказа систем или отключения сети и многое-многое другое!
Однако если после первого шага ваш интерес к этому направлению только крепнет - значит мы на правильном пути.
Для дальнейшей работы с этой тематикой предлагается широкой спектр других учебных наборов - как индивидуальных, так и школьных - которые позволяют получить необходимые знания и навыки для… А, действительно, для чего это?
- Ближайший ориентир – региональные чемпионаты «Джуниорскиллс» в ваших регионах. В школе, колледже или даже просто дома можно подготовить команду для участия в чемпионате. Выиграть даже региональный уровень не просто – задания требуют от участников существенной подготовки и понимания реализуемых решений.
- Победители региональных уровней имеют возможность участвовать в национальном чемпионате ДжуниорСкиллс. Набранные баллы оценки выполненных заданий формируют суммарную оценку уровня подготовки участников команд и по сути являются для школьников первым официальным документом оценки их профессионального мастерства.
- Победители национальных соревнований и чемпионатов получают право участия в международных соревнованиях, победы в которых по своей значимости сравнимы со спортивными достижениями наших известных спортсменов.
Собирайте собственные решения, демонстрируйте свои проекты на специально созданных нами площадках - фестивалях, конкурсах и конференциях!
Приезжайте и участвуйте в технических сменах проекта, организуемых в «Орленке» и «Артеке»! Участвуйте в инженерных проектах наших партнеров!
Помните, полученные знания - это уже ваша профессия!
И это в настоящее время одна из новых и самых востребованных профессий ближайшего будущего.
Более 20 млрд «умных вещей» ожидается уже к 2020 году, и с каждым из них необходимо работать - подключать, использовать в приложениях, настраивать в составе больших инженерных задач, реализуемых «Интернетом вещей».
Самое время учиться! Учиться «Интернету вещей»!
Более подробно ознакомиться с продуктовой линейкой проекта можно перейдя по ссылке, c образовательным проектом - на robotolab.ru
Комментарии
(0) Добавить комментарий