Тракторы Петербургского тракторного завода будут серийно комплектоваться автопилотами Cognitive Pilot, в том числе и полностью беспилотными версиями.
Сегодня на фоне глобального роста спроса на продукты питания, усиления кадровых проблем на селе, требования к эффективности и увеличению производительности агробизнеса растут, поэтому рынку требуются продукты нового поколения, обеспечивающие возможности динамического управления технологическим процессом внутри каждого поля, снижающие влияние субъективного фактора на результат работы. С целью решения этих задач, для удовлетворения потребностей аграриев в продукции принципиально нового уровня качества и эффективности, крупнейший российский производитель энергонасыщенных тракторов АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ) и ведущий разработчик систем искусственного интеллекта для роботизированной сельхозтехники Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies) подписали стратегическое соглашения по продвижению на российском и зарубежном рынках обновленной модели трактора «Кировец» К-7М, оснащаемой системами автопилотирования на базе искусственного интеллекта (ИИ) Cognitive Agro Pilot.
Стремление представить на рынок беспилотную тракторную технику на основе ИИ сегодня наблюдается практически у всех ведущих производителей сельхозтехники. По мнению экспертов, это очевидный мировой тренд. Он выражен, как в проведении лидерами рынка активных разработок по созданию систем автопилотирования на основе ИИ, так и в приобретении ими компаний- разработчиков роботизированных решений. Однако, если в их производственных графиках ожидается создание серийной, полностью автономной версии тракторов к 2026 - 2027 годам, то календарный план соглашения ПТЗ и Cognitive Pilot предусматривает выход промышленной, полностью беспилотной версии до 2024 года. Тем самым российские аграрии смогут получить принципиально новое по функционалу и эффективности решение на несколько лет раньше зарубежных конкурентов.
Стороны отмечают, что основным преимуществом совместного решения является то, что оно позволяет агрохозяйствам достичь принципиально иного уровня качества и эффективности выполнения сельхозработ, когда ИИ управляет основными процессами: движением трактора, сельхозорудиями с функционалом контроля их состояния и т. д. На основе информации с датчиков умного трактора будет проводится комплексный анализ состояния почвы и культур (оценка вегетации растений, повреждений болезнями и т. д) (реализация к 2022 году). Система уже в текущей версии позволяет автоматически передавать в мессенджеры владельцев тракторов отчеты о ходе работы, а также транслировать в системы управления предприятиями агрохозяйств телематические данные о состоянии машины, ходе работ с подтвержденными фото и видео данными и т.д. (функционал частично реализован в текущей версии, полная реализация - к 2022 году).
Подобная комплектация является первым случаем в России, серийной, заводской установки автопилота на основе ИИ на тракторную технику.
Предполагается, что отечественное решение будет представлено на рынке в ценовых диапазонах от 8 до 12 млн. рублей, что более, чем в два раза выгоднее по сравнению с менее функциональными решениями от зарубежных конкурентов, диапазон стоимости которых рассматривается от 35 до 50 млн рублей, что является существенным конкурентным преимуществом.
Сергей Серебряков, генеральный директор АО «Петербургский тракторный завод»: «Имея в своем арсенале прорывные решения на основе искусственного интеллекта наша страна имеет все шансы стать законодателем мод на мировом агро-рынке, в технологической зоне. Уверен, что наше совместное с Cognitive Pilot решение позволит российским и зарубежным агрохозяйствам существенно повысить свою эффективность, сэкономить ресурсы, перейти на принципиально новый уровень управления. Мы рассчитываем совместно с Минсельхозом России оперативно разработать и принять комплекс мер по поддержке аграриев, приобретающих инновационные российские решения, что позволит обеспечить надлежащие темпы развития нашего проекта, а также окажет существенное влияние на динамику всей отрасли отечественного сельского хозяйства в целом».
Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot: «Обновленный трактор К-7М ПТЗ – это высочайший показатель качества, современные технологии, мировой уровень. Объединение усилий двух российских разработчиков, лидеров рынков сельхозтехники и искусственного интеллекта позволит нам создать уникальный, прорывной национальный продукт, широко востребованный не только на российском, но и на зарубежном рынке. Небезынтересно будет узнать, что план-график реализации нашего проекта предусматривает появление на рынке промышленных, полностью беспилотных тракторов и их групп, уже к началу 2024 года, что будет очевидно раньше появления промышленных, беспилотных автомобилей».
Соглашение предусматривает три основных этапа реализации проекта и выпуск соответствующих им трех версий системы автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Piot.
Роботрактор с первой версией Cognitive Agro Pilot, устанавливаемой на технику ПТЗ в настоящее время, способен двигаться по траектории в автономном режиме с автоматическим контролем оптимальной скорости, параметров передач, пробуксовки и загрузки двигателя, останавливаться перед препятствиями, работать в условиях недостаточной видимости.
Важной особенностью решения Cognitive Agro Pilot для тракторов станет наличие в системе управления, помимо возможностей компьютерного зрения, дополнительного механизма высокоточного позиционирования (GNSS). Он необходим для выполнения операций в зонах, где нет визуальных ориентиров, в местах разграничения полей разных хозяйств и т. п. Данная возможность позволит также автоматически отрисовывать снимки со спутника, настраивать схемы уборки, планировать автоматические развороты техники и направления движения, которые могут корректироваться системой компьютерного зрения.
Испытания роботракторов с первой версией Cognitive Agro Pilot предполагается завершить уже к концу октября месяца, после чего стороны рассчитывают осуществить первую поставку клиентам опытной партии из 10 – 20 умных машин. Серийное оснащение тракторов «Кировец» К-7М системой автопилотирования планируется начать с февраля 2022 года.
На втором этапе проекта функционал системы пополнится возможностями автономных разворотов, автоматического расчета оптимального маршрута для выполнения работ, уточнения курса по визуальным ориентирам (кромка обработанной почвы, технологическая колея и пр.), автоматического управления заданным набором прицепных орудий (плуги, косилки, бороны, опрыскиватели и т. д.), а также автоматизированными функциями видео - анализа и контроля поля (картирование камней, оценка вегетации растений, повреждений растений болезнями или вредителями). Наконец, оснащение трактора пополнится комплексом сенсоров бокового обзора - будет реализована функция контроля боковых зон в ходе движения.
Присутствие человека в кабине на первых двух этапах реализации проекта является обязательным.
Поставку клиентам опытной партии из 10 – 20 машин со второй версией автопилота предполагается осуществить уже осенью 2022 года. Серийное производство тракторов с этой системой планируется начать в августе 2023 года.
Третий этап реализации проекта предусматривает полностью беспилотный режим управления трактором, без участия человека. Он включает возможности групповой автономной работы с «лидером», движение группы беспилотных тракторов по дорогам необщего пользования, автономное движение роботрактора в паре с комбайном, не оснащенным системой автономного управления, а также использование расширенного набора с/х-орудий с автоматизированным управлением и функционалом контроля их состояния в процессе работы.
Серийное оснащение тракторов К-7М системой Cognitive Agro Pilot с возможностью полной автономности запланировано на январь 2024 года.
Мировой рынок беспилотных тракторов, по оценкам Markets&Markets насчитывает сегодня порядка 30 тыс. единиц. К 2025 году он прогнозируется порядка 61 тысячи единиц техники с динамикой роста около 25%.
По оценкам аналитиков Reportlinker (США) объем рынка беспилотных тракторов составлял 1.5 млрд. долл. в 2020 году и достигнет 7.5 млрд к 2028 году.
Комментарии
(0) Добавить комментарий