Фёдор Елютин объявляет главную премьеру компании «Импресарио» в 2019 году. Команда привезет в Москву новый спектакль Штефана Кэги (Rimini Protokoll) — моноспектакль в исполнении гуманоида «Зловещая долина». Премьера состоится в апреле в Новом пространстве Театра Наций.
«Зловещая долина» (оригинальное название: Unheimliches Tal/Uncanny Valley) — первый спектакль компании «Импресарио», где Фёдор Елютин выступил копродюсером мировой премьеры в Мюнхене. На показах в Москве спектакль будет сопровождаться аудиопереводом на русский язык.
На сцене сидит немецкий писатель Томас Мелле, рядом — стакан с водой, писатель выступает докладом о проблемах эмоциональной неустойчивости. Его внешность, одежда, мимика, жесты, голос — всё принадлежит Мелле. Но это вовсе не Мелле. На затылке этого существа зияет дыра, из неё торчат провода и накопители информации, 32 серводвигателя управляют его движениями, каждый жест сопровождается механическим жужжанием. Внезапно он поворачивает правую ногу на 360°.
На сцене театра — андроид, гуманоид, аватар, робот-двойник писателя Томаса Мелле.
В то время как роботов задействуют в уходе за пожилыми людьми, регистрируют высокую безопасность дорожного движения с робо-водителями и предвкушают возможности совершенного секса с андроидами, режиссёр Штефан Кэги (Rimini Protokoll) создает моноспектакль с роботом в главной роли.
«Вернее всего было бы назвать его реквизитом. Но с другой стороны —это новый член труппы. Ведь именно он совершенно один весь вечер будет существовать на сцене, создавая спектакль», — Штэфан Кэги.
С одной стороны — внешнее сходство андроидов с человеком упрощает восприятие машин. С другой — вызывает недоверие и дискомфорт, отторжение или даже страх. Японские разработчики называют этот эффект восприятия «зловещая долина».
Для создания спектакля Кэги впервые приглашает автора и сценариста — Томаса Мелле. В 2016 году он выпустил роман «Мир за спиной», в котором описал свою жизнь с биполярным расстройством, свойственные болезни потери контроля и литературное творчество как метод преодоления. Драматург разрешил режиссеру создать свою копию.
В спектакле режиссер использует жизни Мелле и одного из первых исследователей искусственного интеллекта Алана Тьюринга, документальные видео и саму ситуацию, когда вместо автора на сцене выступает гуманоид, чтобы выяснить:
- что делает человека человеком;
- отличают ли человека от андроида его ошибки и может ли ошибаться робот;
- что чувствует оригинал, когда копия берет инициативу в свои руки;
- может ли человек лучше узнать себя через призму робота-двойника;
- существует ли конкуренция между оригиналом и копией или они помогают друг другу;
- настолько просто запрограммировать нас самих и насколько человекоподобными следует создавать наши андроиды?
«Мне интересно задать вопрос: способны ли мы сопереживать машине? К тому же, мне кажется, что легче поверить предмету, который изображает человека, нежели живому актёру, который перевоплощается в героя, которым не является», — Штефан Кэги.
Пока мы смотрим спектакль, режиссер исследует, как искусственное существо воздействует на людей: становится ли им (то есть нам) не по себе или мы забываем, что герой ненастоящий.
Постановка: Штефан Кэги (Rimini Protokoll, DE)
Текст, тело, голос: Томас Мелле (DE)
Премьера в России: апрель 2019, Новое пространство Театра Наций
Продюсер российской премьеры: Фёдор Елютин При поддержке Нового Пространства Театра Наций
Переводчик: София Григориади
Продакшн: Munchner Kammerspiele
В копродукции: Berliner Festspiele ‒Immersion, donaufestival (Krems), Feodor Elutine (Moscow), FOG Triennale Milano Performing Arts (Milano), Temporada Alta ‒Festival de Tador de Catalunya (Girona), SPRING (Utrecht).
Исполнительские права: Rowohlt Theater Verlag, Reinbek bei Hamburg.
Площадка: Новое Пространство Театра Наций, Страстной бул., 12, стр. 2, Москва
Стоимость билета: 1500 рублей — early bird, количество ограничено
Премьера: 4 апреля 2019
Расписание и заказ билетов: на сайте Импресарио
Показы: 04.04.2019 — 21.04.2019
Продолжительность: 50 минут без антракта
Фото: Gabriela Neeb
Комментарии
(0) Добавить комментарий