«Канатоход» — это роботизированный комплекс для контроля высоковольтных воздушных линий электропередач (ВЛ) при использовании множества измерительных приборов. Разработка комплекса проводится преподавателями и студентами Уральского федерального университета (УрФУ) при поддержке губернатора и правительства Свердловской области.
Комплекс состоит из беспилотного вертолета и тележки. Начиная работу, вертолет поднимает и устанавливает тележку на грозозащитный трос (молниеотвод, натянутый вдоль воздушной линии электропередачи) над проводами ВЛ. Далее «Канатоход» сканирует трассу, строит карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные. Диагностика пока идет в полуавтоматическом режиме (системой управляет пилот с земли), но в дальнейшем разработчики собираются вводить полностью автономное управление. Для снятия тележки с проводов по окончании работы также используется вертолет.
Проект не имеет мировых аналогов, в том числе по ожидаемой производительности и эффективности. Как рассказывает один из разработчиков проекта, преподаватель Механико-машиностроительного института УрФУ Александр Лемех, идея проекта «Канатоход» появилась в 2013 году, и с тех пор идет постоянная работа над ним. «У нас есть российский и международный патент на изобретение. В 2014 году мы стали победителями конкурса «Энергопрорыв», а также сколковского «Инновации в электроэнергетике». В настоящее время мы стали резидентом Фонда «Сколково», оформили документы для получения».
Удачное прохождение испытаний комплекса будет большим плюсом для получения гранта «Сколково», а также откроет возможности для внедрения «Канатохода» в России. Самое главное, считают в УрФУ, — перейти от стадии изобретения к стадии внедрения инновации и сделать «Канатоход» базовой технологией диагностики ВЛ.
Комментарии
(0) Добавить комментарий