Ученый Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») принял участие в пленарном заседании XI международной научно-технической конференции «Проблемы совершенствования робототехнических и интеллектуальных систем летательных аппаратов». Мероприятие прошло в декабре, в онлайн-формате.
Заместитель начальника отделения по экспериментальным работам отделения динамики и систем управления летательных аппаратов, д.т.н. Андрей Бюшгенс выступил в рамках пленарного заседания конференции с докладом «Использование промышленных роботов в интересах повышения эффективности экспериментальных исследований ЦАГИ». Он был посвящен недавно завершенной работе по созданию в институте пилотажного стенда, использующего в качестве системы подвижности шестистепенной промышленный робот-манипулятор.
«Данная работа — проявление нового витка интереса к системам подвижности консольного типа, имевшего место в ЦАГИ и других авиационных центрах в семидесятые годы. Тогда из-за несовершенства технологий это направление развития не получило. В рамках подобных систем реализуются в разы большие возможности перемещения, чем при использовании традиционных схем, а также линейные и угловые степени свободы оказываются практически развязаны. Подобные разработки начинают появляться и за рубежом (DLR, Институт Макса Планка в Германии, Embraer в Бразилии)», — говорит Андрей Бюшгенс.
В ходе работ по научно-техническому сопровождению создания тренажера специалистами ЦАГИ были выполнены следующие исследования: сформирован технический облик установки; проведен синтез алгоритмов управления роботом в интересах адекватного воспроизведения линейных и угловых перегрузок, действующих на летчика; сделан выбор и проектирование рациональной компоновки капсулы тренажера (она обеспечивает бесконфликтное функционирование систем подвижности и визуализации в рамках выявленных массово-инерционных ограничений); проведена оптимизация программно-аппаратных решений при создании многокомпьютерной вычислительной системы тренажера, обеспечивающей математическое моделирование динамики ЛА совместно с выполнением имитационных вычислений (визуализация, обработка и накопление данных, акустика и т.д.) в реальном масштабе времени и пр.
«Проведенные исследования подтвердили, что такое техническое решение, применительно к наиболее ответственным режимам пилотирования, имеет ощутимые преимущества по сравнению с традиционными системами подвижности, так называемыми, платформами Стюарта, — пояснил Андрей Бюшгенс. — Созданный стенд рассматривается как прототип пилотажной установки по программе НЦМУ „Сверхзвук“, призванный в сочетании с другими установками реального времени (стенды звукового удара и управления воздушным движением) обеспечить экспериментальную поддержку работ по созданию научно-технического задела для создания перспективного сверхзвукового бизнес-джета», — добавил ученый.
Полученные в ходе выполненных работ новые компетенции открывают перспективы использования промышленных роботов в смежных областях. Речь идет, например, о прецизионном (обладающем высокой точностью) управлении моделями ЛА в аэродинамических трубах, организации статистического эксперимента с различными авиационными конструкциями и т.д.
На конференции было представлено около 80 докладов, выступили представители 35 организаций, среди которых было шесть учебных заведений из Англии, Вьетнама, Германии, Китая и ОАЭ, 10 российских вузов и 19 предприятий, специализирующихся на разработке перспективных робототехнических и интеллектуальных систем.
Комментарии
(0) Добавить комментарий