Консалтинговая группа "Текарт" - центр компетенции "Робототехника".

Подробнее...
Основное меню
Категории новостей
Логотип

В Самарском университете разработан малоразмерный поршневой двигатель для беспилотников

Группой сотрудников кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» Самарского университета им. Королёва (вуза-участника национального проекта "Наука и университеты") под руководством доцента Михаила Орлова, в составе Алексея Горшкалёва, Виктора Урлапкина и Сергея Корнеева разработан проект авиационного поршневого двигателя мощностью 5 л.с. для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В нём использованы проверенные временем, простые, но эффективные решения.

«Наша разработка, прежде всего, отвечает требованиям к двигателю для беспилотника. Простой по конструкции и приспособленный к крупносерийному производству. Легкий, обладающий высокой литровой мощностью и недорогой. Надежный в эксплуатации и устойчивый к внешним электромагнитным воздействиям. В то же время мы предусмотрели высокую ремонтопригодность конструкции и возможность значительного увеличения ресурса, что позволит предложить рынку модификации для наземной бензотехники», – рассказал Михаил Орлов.

Он пояснил, что в диапазоне мощностей от 5 до 50 л.с. двухтактный поршневой двигатель эффективнее четырехтактного и превосходит его по массогабаритным характеристикам. Карбюраторная система питания на двигателе БПЛА предпочтительнее современной системы впрыска топлива, так как более устойчива к внешним электромагнитным воздействиям. Стальная гильза в сочетании с алюминиевым блоком цилиндров – это, с одной стороны, экономия массы, а с другой – ремонтопригодность и упрощение технологии изготовления ключевых комплектующих, определяющих базовые характеристики двигателя.

Теперь разработку Самарского университета им. Королёва необходимо воплотить в металле, чтобы выполнить программу испытаний и доводку, а затем запустить в производство на одном из самарских предприятий. Для этого разработчикам необходим индустриальный партнер, поиск которого сейчас ведется.

«Работы по созданию малоразмерных авиационных поршневых двигателей с диапазоне мощностей от 5 до 50 л.с. сегодня актуальны, как никогда. Конструкторы знают: проектирование летательного аппарата начинается с выбора подходящего двигателя. Но для российских разработчиков БПЛА импортные двигатели этого класса сейчас недоступны либо из-за «заоблачных» цен, либо по причине прекращения поставок в страну. Что касается российских разработок, то в этой нише их сейчас практически нет», – отметил Михаил Орлов.

Руководитель коллектива разработчиков подчеркнул, что на основе базового одноцилиндрового двигателя мощностью в 5 л.с. может быть оперативно создана линейка многоцилиндровых авиадвигателей разной мощности и схем: рядные, оппозитные, V-образные, звездообразные с числом цилиндров от двух до пяти. А увеличив ресурс двигателей за счет дефорсирования, можно при минимуме затрат конвертировать авиационные модификации для легкой мототехники и бытовой бензотехники – мотокультиваторов, мотоблоков, газонокосилок и бензопил. Такой подход открывает перед университетской разработкой хорошие рыночные перспективы.

Авиационный поршневой двигатель мощностью 5 л.с. разрабатывается в Самарском университете в рамках программы «Приоритет-2030». При этом, как сообщил Михаил Орлов, коллектив разработчиков занимается не только разработкой проектов двигателей, но и теоретическими разработками, позволяющими ускорить процесс проектирования и доводки. Кафедра располагает и собственной стендовой базой, позволяющей испытывать двигатели мощностью от 5 л.с. и выше.

«Самарский университет им. Королёва де-факто может и должен стать одним из перспективных центров разработки беспилотников. Все компетенции у нас для этого имеются – есть Центр беспилотных систем, где уже созданы несколько моделей легких БПЛА, и эта тематика может быть расширена. Есть высококвалифицированные специалисты по поршневым двигателям, причем подготовка инженеров по этому направлению не прекращалась с 1942 года. Именно в Самаре в 1982-1983 годах был разработан первый отечественный дистанционно управляемый летательный аппарат «Пчела» и поршневые двигатели для него П-020 и П-032. Сегодня мы готовы продолжить эти традиции», – отметил академик Евгений Шахматов, научный руководитель Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва.

Фото: Самарский университет/Олеся Орина

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован



Новые комментарии

Магнитные гусеничные роботы для очистки корпуса судна от продуктов биообрастания
Гость Николай Николаевич
29.12.2023
10:23:08
Очень нравится. Как возможно задействовать в наших водах Азов и Черное море
В CU Boulder создали миниатюрного модульного робота, способного менять форму
Ильяс
04.09.2023
11:07:48
1) "нынешняя итерация CLARI подключена к источнику питания и управления" - если всё это не на борту робота, то робот не так-то и хорош, ...