Представьте себе самолет на батарейках, который имеет 10 двигателей и может взлетать, как вертолет, а затем лететь, как настоящий самолет. Подобная концепция разрабатывается исследователями NASA под названием «Скользящая молния» или GL-10.
Команда Исследовательского центра NASA Лэнгли в Хэмптоне, штат Вирджиния, сразу задумала реализовать идею в виде беспилотного летательного аппарата (БПЛА). "У нас было несколько вариантов для использования этой концепции", - говорит Билл Фредерикс, специалист по авиатехнике. "Он может быть использован для доставки небольших грузов или вертикального взлета и посадки, для длительного наблюдения за сельскохозяйственными посевами, для картографирования и других приложений. Масштабирование до гораздо большей, чем мы сегодня тестируем, версии также позволит создать персональное воздушное транспортное средство с вместимостью от одного до четырех человек".
В настоящее время GL-10 находится в стадии разработки и тестирования. Первоначальная идея подразумевала разработку самолета с гибридной дизель/электрической силовой установкой, с размахом крыльев 6.1 м, но команда начала с небольших версий для тестирования, создаваемых для быстрого моделирования.
"Мы построили 12 опытных образцов, начиная с простой модели из пены весом 2,3 кг, затем был серьезно усовершенствованный аэроплан весом 11,3 кг с конструкцией из стеклопластиковых элементов. Закончилось все почти 25-килограммовым GL-10 из высококачественного углеродного волокна, собранным в нашем экспериментальном цехе опытными специалистами", - сообщил инженер по авиатехнике Дэвид Норт.
"Каждый из прототипов помог нам с минимальными затратами решить ряд технических проблем. Некоторые из первых прототипов потерпели аварию из-за жестких посадок, пока мы не узнали, как правильно настроить систему управления полетом. Но из каждой неудачи мы смогли извлечь уроки, которые позволяли двигаться вперед".
В один из недавних весенних дней разработчики провели испытания GL-10, чтобы проверить его крылья на военной базе примерно в двух часах езды от Лэнгли. Дистанционно управляемый планер имеет размах крыла 3,05 м, восемь электродвигателей установлены на крыльях, два электромотора на хвосте, максимальный взлетный вес 28,1 кг.
Он уже с успехом прошел испытания в режиме зависания, как это делают вертолеты. Но теперь серьезной задачей является переход из вертикального подъема в горизонтальный полет. Инженеры, которые разработали полномасштабные аппараты вертикального взлета и посадки, такие как конвертоплан V-22 Osprey, скажут вам, что это не простая задача из-за нестандартной аэродинамики полета.
"Во время летных испытаний мы успешно переходили от зависания к горизонтальному полету аппарата, затем обратно в режим зависания в воздухе. Пока было проведено пять таких полетов", - сказал Фредерикс. "Мы были в восторге. Сейчас работаем над второй задачей с тем, чтобы продемонстрировать, что эта конструкция имеет в горизонтальном полете в четыре раза более эффективную аэродинамику, чем в режиме вертолета."
Зак Джонс является основным пилотом GL-10. Он говорит, что десяти двигательный аппарат нужен для взлета и посадки, но, на самом деле, с точки зрения управления в полете, самолет летит как трех-моторный аппарат. "Все четыре винта на левом крыле получают одну команду, также взаимосвязанно работают четыре винта на правом крыле и два на хвосте."
Еще одним преимуществом GL-10, кроме его универсального вертикального взлета и посадки, является его шумность или точнее отсутствие шума. "Это довольно тихий аппарат", - сказал Фредерикс. "Текущий прототип тише, чем соседская газонокосилка с двигателем на газе."
Следующим этапом в программе испытаний GL-10 будет проверка аэродинамической эффективности его конструкции, но сначала ему придется поучаствовать в Международной конференции Ассоциации беспилотных систем в Атланте 4-7 мая. GL-10 будет центральным экспонатом среди демонстрируемых отделением NASA в Лэнгли нескольких экспериментальных БПЛА.
Комментарии
(0) Добавить комментарий