5 июля 2017 вступили в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, обязующие владельцев регистрировать беспилотные летательные аппараты весом более 0,25 кг. Тем не менее, сама процедура учета пока не утверждена.
С сегодняшнего дня беспилотники со взлетной массой от 250 граммом до 30 килограммов подлежат обязательному учету. Поправки, внесенные в Воздушный кодекс РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ, вступили в силу 5 июля 2017 года. Более тяжелые БПЛА теперь требуют государственной регистрации, как и прочие воздушные суда. Также в Воздушном кодексе отразили определение беспилотных авиационных систем — в том случае, когда человек управляет несколькими БПЛА.
Несмотря на это, выполнить требования нормативного акта пока не представляется возможным. В соответствии с принятыми поправками порядок учета беспилотников должно было разработать профильное министерство, однако регламентирующее постановление до сих пор не подписано. Как отметили в Минтрансе, проект документа доработан и отправлен на регистрацию в Правительство РФ и Министерство юстиции. О точных сроках подписания документа неизвестно, но, по сообщению Минтранса, «до вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место». Таким образом, юридическая коллизия дает основания владельцам новых беспилотников не опасаться административного наказания даже с учетом вступивших в силу пунктов Воздушного кодекса, и пока правила учета беспилотников указанного веса не приняты, регистрировать их не надо.
В соответствии с пока не утвержденным Порядком учета беспилотных гражданских воздушных судов для постановки беспилотника на учет необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза сообщить информацию в Минтранс России о БПЛА и сведения о его владельце. Документы для внесения в базу данных можно будет предоставить как в бумажном, так и в электронном виде.
После рассмотрения заявления собственник аппарата получит уникальный номер, который необходимо нанести на БПЛА, например, нарисовав или наклеив его. В учете будет отказано лицам, судимым за терроризм, состоящим на учете в психиатрических и наркологических диспансерах.
Мы попросили наших партнеров в сфере БПЛА прокомментировать новость о регистрации дронов и задали им несколько вопросов.
Robogeek.ru: Что вы думаете о принятии данных поправок в Воздушный кодекс РФ? Насколько они необходимы?
Павел Герасимов, Le Talo: Поправки нужны - без четкого работающего законодательства полноценное развитие отрасли невозможно. Отдельные пилотные проекты можно реализовать, но когда мы приходим к крупному заказчику, им важно, чтобы они не нарушали закон, используя приобретаемую у нас систему. В остальном, по нашему опыту общения с пилотами (в нашем сервисе по диагностике дронов около 1000 уникальных пилотов со всей страны) все летают без всяких регистраций и разрешений и ничего получать не собираются - пока что. Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства для физлиц всего 5000, это меньше средней стоимости часа услуг аэросъемки. А при возникновении проблем с полицией большинство юридических лиц представляются физическими, что фактически сейчас нельзя установить.
Эту ситуацию можно будет исключить, если беспилотник будет зарегистрирован на юридическое лицо. Но в случае реального осуществления контроля за регистрацией, непонятно как будет работать аренда беспилотников. Мы часто даем наши коптеры партнерам на их съемки - получается, что все их противоправные действия обернутся для нас большим штрафом.
Константин Веденеев, ПЛАЗ: Регистрация беспилотников оправдана, т.к. они могут использоваться в противоправных целях, соответственно, должна быть возможность идентификации нарушителя. Вопрос в том, какой будет процедура. Например, это может быть автоматическая регистрация при покупке, как это делается при покупке SIM-карт.
Или регистрация online. Могут быть и неудобные правила — регистрация в одной организации в Москве, с физическим присутствием и предъявлением аппарата.
Данила Шапошников, AT Energy: Компания AT Energy всегда выступала за безопасную эксплуатацию и полеты БПЛА. Авиационные стандарты безопасности являются самыми строгими по букве и исполнению в мире, однако инциденты в воздухе и на территории аэропортов происходят постоянно. Стандарты использования БПЛА должны быть не менее строгими, но прозрачными и понятными для исполнения эксплуатантами, и учет/регистрация БПЛА обязательный шаг в этом процессе. Видится обязательным доработка стандартов в областях идентификации дронов, диспетчеризации, правил эксплуатации (включая различные типы заправки/зарядки), страхование полетов и пр. Мы производим энергетические установки на водород-воздушных топливных элементах для промышленных беспилотников весом от 5 кг. Наши системы работают на водородном топливе в соответствии с международными стандартами водородной энергетики. Мы инвестируем в безопасность большие деньги и время, считая это нашей прямой обязанностью. Считаю, что стандартизация работы БПЛА даст дополнительный импульс развитию рынка БПЛА в России, в чем мы напрямую заинтересованы.
Robogeek.ru: Как эти поправки повлияют на вашу деятельность?
Павел Герасимов, Le Talo: Единственное серьезное влияние я указал выше. Фактически, мы не сможем давать коптеры в аренду. На нашу основную деятельность по разработке и эксплуатации беспилотных систем — никак не повлияют. Минтранс опубликовал комментарий, что пока можно ничего не регистрировать, а значит разрешение на полет в ЕС ОрВД пока по прежнему можно получить без регистрационного номера. С другой стороны, мы очень ждем поправок, касающихся автономных беспилотников. Мы разрабатываем комплекс для автономного мониторинга местности, состоящий из зарядной станции, беспилотника и системы удаленного управления. Фактически, требование о существовании внешнего пилота сейчас заставляет нас иметь оператора, который будет контролировать комплекс, хотя основная идея этого продукта — полное исключение человека из процесса управления и зарядки аппарата. Основной сценарий такой: диспетчер удаленно (из офиса) подключается к комплексу и в realtime может осуществлять мониторинг объекта по видео. На нашу деятельность могли бы повлиять поправки, регулирующие автономные беспилотники. Регистрация дронов не повлияет никак, особенно в том виде, в каком она сейчас реализована.
Константин Веденеев, ПЛАЗ: Поскольку процедура еще не утверждена, сказать, как она повлияет на нашу работу, пока нельзя.
Данила Шапошников, AT Energy: На нашу деятельность они влияют косвенно. С инвестиционной точки зрения я активно слежу за развитием рынка дронов. В Россия я вижу большой потенциал для их применения в нефтегазовой сфере. Крупнейшие нефтегазовые компании Россия начинают пользоваться сервисами БПЛА. Я считаю, с точки зрения развития стандартов отрасли нужно смотреть на наиболее развитые страны в этом плане, такие как Польша, Великобритания, Китай, а также учитывать нашу страновую специфику: температуры, расстояния, плотность населения и пр.
По мере поступления ответов наших партнеров материал будет дополняться.
Комментарии
(0) Добавить комментарий