Роботы телеприсутствия позволяют дистанционно находиться в нужном вам месте, взаимодействуя с объектами и людьми, имитируя собственное присутствие. Как работает такой робот, в чем сложности управления, его области применения, на все эти и другие вопросы любезно согласился ответить Дмитрий Суворов, совладелец и директор по информационным технологиям ООО "Викрон" на примере собственной разработки компании - роботе Webot.
Robogeek.ru: С чего началась история вашей компании? Кто стоял у истоков?
Дмитрий Суворов: История нашей команды началась в 2010 году, когда несколько студентов кафедры робототехники МГТУ имени Н.Э. Баумана решили сделать своего первого робота для участия в международных робототехнических соревнованиях Eurobot. В тот год мы выиграли российский этап и поехали в Швейцарию, увидели как разрабатывают роботов по всему миру. В дальнейшем мы ещё 2 раза участвовали в этих соревнованиях - ездили в Германию и Францию. Общение с европейскими командами дало нам очень много в плане построения технологических процессов внутри нашей команды. В нашу команду входил разработчик из KDE, который тоже был студентом кафедры робототехники. Наш процесс разработки программного обеспечения был частично скопирован с методики KDE.
Через 2 года мы начали делать первые коммерческие проекты под заказ - робот-актёр для театра роботов, робот для обследования вентиляции... Постепенно мы поняли, что работа под заказ интересна, но ограничивает наши возможности развития - нужно заниматься собственными проектами. Ещё через год мы познакомились с Игорем Станиславовичем Ашмановым, который стал и сооснователем наших собственных проектов и инвестором.
Не все люди из изначальной студенческой команды дошли с нами до текущего этапа. Некоторые предпочли заняться другими вещами. Сейчас костяк нашей команды составляют:
- Суворов Дмитрий (я) - отвечает за разработку ПО, переговоры с инвесторами, разработку рекламных материалов;
- Пройдаков Евгений - разрабатывает ПО, администрирует сервера компании.
И отдельно можно выделить Игоря Ашманова. Он не работал с нами на самых ранних этапах, но в дальнейшем он генерировал идеи для проекта, предоставил нам свои наработки в области искусственного интеллекта.
Robogeek.ru: Как возникла идея создания Webot?
Д.С.: Ещё в университете, работая над своим первым коммерческим проектом робота-актёра, мы думали над возможностью создания робота удалённого присутствия, но чёткой концепции у нас не было. Когда мы познакомились с Игорем Ашмановым, оказалось, что он уже давно хочет разработать своего робота телеприсутствия, у него есть достаточно чёткое понимание, каким он его видит, и он уже даже начал некоторые работы в этой области. Мы сделали первый прототип, по концепции выработанной нами и Игорем Станиславовичем. Так и родилась идея Webot. Надо сказать, мы ещё не закончили работать над роботом. Планов у нас ещё минимум на год.
Кстати, Webot - это не единственный наш проект. Сейчас мы ещё работаем над созданием интеллектуального домашнего помощника Лекси - http://lexybot.com. Устройства с полностью голосовым интерфейсом, которое станет не только вашим помощником, но и другом. В этот проект заложены наши технологии по разработке роботов и технологии Игоря Станиславовича Ашманова в области искусственного интеллекта.
Robogeek.ru: Кому может быть полезен Webot, его область применения?
Д.С.: Webot - это проект в первую очередь рассчитанный на корпоративных клиентов. У него есть два основных направления применения - привлечение людей в какое-то место и удалённое присутствие конкретных людей в определённом месте.
Наши клиенты или покупатели могут привлечь дополнительных посетителей на своё мероприятие (выставку, рекламную акцию) посредством наших роботов. Необходимо установить нашего робота у себя на мероприятии, разместить специальный виджет на своём на сайте. И люди, попавшие на ваш сайт, смогут в порядке живой очереди подключиться к роботу, осмотреть место, где он установлен, послушать, что там происходит. Возможно даже разрешить им общаться с людьми, находящимися около робота. Недавно проходила выставка бал роботов. Её можно было посетить, не покупая входной билет. На выставке стояли два наших робота, а через сайт можно было к ним подключиться и всё посмотреть.
Вторая функция робота - это организация удалённого присутствия нужных людей в нужных местах. Известный лектор может через Webot удалённо читать Лекции, супервайзер из центрального офиса может следить за качеством работы в филиалах, люди с ограниченными возможностями могут, не выходя из дома, работать консультантами в торговом зале... Всё это очень просто осуществляется - робот стоит в месте, где должен присутствовать человек, а человек из сколь угодно далёкого места может через интернет подключиться к роботу и виртуально оказаться там, где требуется.
Robogeek.ru: Как происходит администрирование? Какое ПО необходимо? Работа робота проходит только в случае если есть Интернет?
Д.С.: Когда мы проектировали робота, первоочередно стояла задача максимально снизить порог его использования. Т.е. мы сделали робота, использовать которого максимально просто. Весь доступ к функциям администрирования и управления осуществляется из браузера. Нужно просто зайти на наш сайт - https://wicron.com, ничего ставить не нужно. Конечно, не все настройки можно осуществить через сайт. Например подключить робота к WiFi сети можно, только используя интерфейс на его touch мониторе.
В большинстве случаев для работы робота Webot нужен интернет. Но робот может и работать через локальную WiFi сеть, которую сам умеет создавать. Например, если вы хотите использовать его в качестве промоутера на выставке, вы подключаетесь к WiFi сети, которую создал робот и зазываете посетителей на свой стенд, управляя роботом. Робот необычное устройство - он привлекает много внимания.
Robogeek.ru: Первые шаги: как происходит управление роботом?
Д.С.: Текущая версия робота полностью телеуправляемая, хотя уже появляются зачатки автономности. Человеку нужно зайти на сайт, где размещён интерфейс для управления роботом. Необходимо подключиться к роботу, нажав специальную кнопку. После этого вы будете видеть видео с двух видеокамер робота. Одна закреплена на его голове, вторая смотрит под колёса и нужна для удобства объезда препятствий. Вы будете слышать всё, что происходит вокруг робота. Webot оснащён качественным микрофоном. Вы сможете передвигаться в пространстве, где стоит Webot. Управление очень простое, как в компьютерных играх клавишами ASWD. Также можно крутить головой робота при помощи стрелочек на клавиатуре. Если хозяин робота разрешит в настройках и вы хотите, то можно показывать видео с веб камеры вашего компьютера на мониторе робота и говорить через Webot.
Робот умеет записывать видео того, что видит. Для этого есть специальная кнопка в интерфейсе для управления. Когда робот закончит снимать видео, он пришлёт его вам на email.
Также у нас есть версия веб интерфейса для управления под планшетные компьютеры на ОС Android. Там всё управление происходит при помощи touch экрана.
Robogeek.ru: В случае форс-мажорных ситуаций, как поведет себя робот?
Д.С.: Робот оснащён несколькими контурами безопасности. Если во время движения робота пропала связь с оператором, то Webot тут же остановится и будет ждать следующего подключения. Webot статически устойчив, т.е. его центр тяжести находится очень низко - его нельзя случайно на кого-то уронить. Если, выполняя команду оператора, робот врезался во что-то или кого-то, его интеллектуальная система управления приводами почувствует это и снимет усилие с движков. Таким образом Webot не способен физически кому-то навредить.
Отдельная проблема - это защита от интернет-вандалов. Организаторы выставок боятся, что кто-то подключится к роботу и, например, сбросит его с лестницы. Мы продумали этот момент. Периметр, куда робот не должен заезжать, можно отгородить специальной магнитной лентой. Робот под управлением человека подъедет к ней, обнаружит её и автоматически вернётся внутрь разрешённого периметра. Таким образом робота нельзя сбросить с лестницы, разбить с его помощью горшка с цветами...
Robogeek.ru: Происходит ли обучение управлением роботом, как происходит техническая поддержка/консультации?
Д.С.: Да мы всегда объясняем нашим покупателям или арендаторам, как управлять роботом Webot. Хотя интерфейс управления роботом достаточно интуитивен, содержит подсказки - обычно люди сами разбираются с ним за 30 секунд. Также мы оказываем техническую поддержку по размещению сервисов на базе робота на сторонних сайтах. В случае приобретения робота мы можем заключить договор на его техническое обслуживание, который подразумевает периодические проверки работоспособности всех систем робота, ремонт робота в случае поломки после окончания гарантии.
Robogeek.ru:Как можно с вами связаться и заказать робота?
Д.С.: Необходимо написать нам на почту sales@wicron.com или через форму контактов у нас на сайте - https://wicron.com/ru/contact. В случае крупных заказов мы даже готовы предоставлять робота бесплатно на несколько дней для тестирования.
Robogeek.ru: Что включает в себя программа по поддержке растущих компаний Microsoft BizSpark?
Д.С.: Мы являемся участниками этой программы. Microsoft бесплатно в течение двух лет предоставляет нам свой софт и бесплатную техническую поддержку, которой мы несколько раз пользовались. Можно получить бесплатный доступ к серверным мощностям Windows Azure, но в небольшом объёме. У нас есть свои сервера, этим мы не пользуемся. Также на год бесплатно дают возможность публиковать свои приложения в MS Store.
Кроме этого мы ещё являемся резидентами фонда Сколково, который также оказывает нам поддержку.
Robogeek.ru: Дмитрий, благодарим вас за уделенное нам время и ответы на вопросы. Желаем не останавливаться на достигнутом и радовать нас новыми разработками!
Комментарии
(0) Добавить комментарий