Консалтинговая группа "Текарт" - центр компетенции "Робототехника".

Подробнее...
Основное меню
Категории новостей

Интервью

23.06.2020

Логотип

Олег Александров (Ростсельмаш): «Олдскул в этом сегменте будет сохраняться еще долго»

История создания комбайна уходит корнями еще в XIX век. С тех пор, как и весь автопром, он претерпел множество изменений и модернизаций. Неизменным оставалось только одно — за рулем всегда был человек. Но, похоже, и этой эпохе скоро придет конец.

Ростсельмаш, 90 лет производящий сельскохозяйственную технику, уже в следующем месяце начнет тестирование своего беспилотного комбайна. О данной разработке нам рассказал представитель компании Олег Александров.

Robogeek: Здравствуйте, Олег, давайте для начала представим вас читателям. Расскажите немного о себе: кем и как давно вы работаете в Ростсельмаше, какие задачи стоят перед вами.

Олег Александров: Добрый день! Меня зовут Олег Александров. С 2007 года я работаю в сфере сельского хозяйства: машины и оборудование, средства защиты растений и системы питания, семена и агротехнологии. К команде Ростсельмаша я присоединился в 2016 году — в качестве руководителя проекта интегрированных агротехнологий. Я работаю в нескольких направлениях: агротехнологии, электронные системы и системы агроменеджмента. Все это связанные друг с другом тематики. Мне очень интересна тема цифровизации, и я рад и горд, что мне доверено заниматься стратегией компании в этом направлении. Задач достаточно много, ведь на данный момент мы ведем более 50 разработок по автономизации машин, роботизации всех процессов на сельскохозяйственных машинах, технологиях точного земледелия и агроменеджмента.

Основную ставку в создании систем мы все же делаем на собственных специалистов, которых бережно собираем по России и другим странам

Robogeek: Когда в компании обратили внимание на технологию автономного вождения и что стало тому причиной?

Олег Александров: Ростсельмаш работает над проектом автономизации комбайна уже более 5 лет. В основе не только технология автовождения, но и автоматизация массы процессов, которые происходят во время посева, обработки растений и уборки урожая. Зерноуборочный комбайн — сложнейшая система механизмов, которые, взаимодействуя друг с другом, должны неминуемо привести к самому продуктивному результату — увеличению производительности на фоне минимальных потерь и высокого качества зерна. Основная причина решения автономизации комбайна — это сокращение влияния пресловутого человеческого фактора.

Robogeek: Скажите, разработка беспилотного комбайна полностью проводилась собственными ресурсами компании или же привлекались специалисты и средства извне?

Олег Александров: Мы работали и продолжаем работать с несколькими компаниями в этом и других направлениях. Партнерство всегда дает преимущества. В направлении автономного комбайна у нас несколько партнеров, которые помогают нашей команде. Но основную ставку в создании систем мы все же делаем на собственных специалистов, которых бережно собираем по России и другим странам. На данный момент мы работаем, по большей части, своими собственными средствами, но используем и государственные субсидии в некоторых проектах.

Основной проблемой внедрения систем автовождения в России была и остается высокая цена этих систем

Robogeek: Если говорить о нейминге, почему собственно TORUM?

Олег Александров: TORUM — название серии роторных комбайнов Ростсельмаша. Системы автовождения, которые мы разрабатываем и рассчитываем выдать в 2020 году — это RSM Auto Driver и RSM Explorer Plus.

Robogeek: Какие характеристики ваш беспилотник имеет на данный момент? Какие технологии применяются?

Олег Александров: RSM Auto Driver и RSM Explorer Plus — это две системы автовождения, которые мы разрабатывали на основе компонентов, произведенных в России. Основной проблемой внедрения систем автовождения в России была и остается высокая цена этих систем. И, если для трактора стоимостью в 10 млн рублей цена системы автовождения в 750 000 рублей еще более или менее приемлема, то для недорогих и небольших тракторов она просто заоблачная. К тому же, как правило, эти системы требуют дополнительных затрат в виде абонентской платы за поправки.

Мы же в основе проекта системы автовождения задали нашим конструкторам задачу сделать систему точной, надежной и недорогой. Поэтому RSM Auto Driver — российская система автовождения на основе технологий ГНСС и RTK. Все основные компоненты системы сделаны в России, и это дает возможность установить значительно более привлекательную цену системы для клиента. Кроме того, система в базе снабжена оборудованием, которое позволяет работать с точностью в 2,5 см. Что же касается RSM Explorer Plus, то здесь мы говорим о продолжении истории продукта, который уже представляли рынку ранее — система автовождения на основе машинного зрения. Она позволяет двигаться по кромке скошенной культуры и валку в режиме автопилота, а также останавливается перед препятствиями, что гарантирует безопасность при движении в поле.

Robogeek: Исходя из информации на вашем сайте, этим летом вы планируете тестировать TORUM. Что будет включать в себя этот тест? Какой результат можно будет назвать приемлемым для дальнейшего масштабирования разработки?

Олег Александров: Мы действительно запланировали полевые тесты и испытания систем с 1 июля. И это испытания не только для комбайнов, но и для тракторов. Задачи теста, в первую очередь, доказать эффективность и надежность работы тестируемых систем в «боевых» условиях. Тестирование на закрытой площадке — это тоже важный этап, но испытания в поле более важны для нас, т. к. доказывают работоспособность в быстроменяющейся натуральной среде: в различных погодных условиях, условиях разной освещенности, урожайности, рельефа и т. д. Приемлемый результат — это безотказная работа, согласно плану испытаний. Для нас важно также получить обратную связь от оператора машины, агронома, инженера предприятия, где будут проходить испытания для дальнейшего совершенствования продуктов.

Я не исключаю различные варианты развития отрасли. Повсеместная уберизация наверняка коснется и сельского хозяйства

Robogeek: Как в будущем планируете коммерциализировать беспилотный комбайн? Продавать или сдавать его в аренду? Можно ли сейчас говорить о его примерной стоимости?

Олег Александров: Безусловно, Ростсельмаш — коммерческая организация, которая преследует цель извлечения прибыли из всех проектов. Создание беспилотного комбайна — коммерческий проект с различными стадиями. И, уверяю вас, это не один шаг, а как минимум три. Первый этап — комбайн движется самостоятельно и предлагает различные варианты настройки оператору. Второй этап — комбайн движется самостоятельно и самостоятельно выбирает наиболее приемлемые настройки, а оператор следит за правильностью процесса. И третий этап — оператор из офиса выдает задание комбайну, и тот самостоятельно его выполняет. Мы сейчас находимся на втором этапе и активно готовимся к третьему.

Что касается бизнес-модели, то я не исключаю различные варианты развития отрасли. Повсеместная уберизация наверняка коснется и сельского хозяйства, однако есть целый ряд лимитирующих факторов, которые отличают услугу заказа такси и, к примеру, уборки урожая.

По нашим расчетам беспилотный комбайн поначалу не будет дешевле пилотируемого: увеличится количество датчиков и сенсоров, стоимость которых сейчас достаточно высока. Однако с постепенным наращиванием производства беспилотных машин их стоимость может сократиться за счет целого ряда расходов, которые сейчас включены в стоимость машины: кабина и ее наполнение, включая кресло, педали, панель приборов, подлокотник, климат-контроль и т. п.

Самые перспективные регионы — это регионы с малым количеством сельского населения

Robogeek: Если мы говорим о перспективах беспилотников в отечественном сельском хозяйстве, как думаете, при каких условиях они будут повсеместны?

Олег Александров: Главный фактор — стоимость. Совершенно очевидно, что самые перспективные регионы — это регионы с малым количеством сельского населения, где переход на беспилотники будет просто необходим. Большие возможности видятся также для освоения залежных земель в отдаленных районах с низкой плотностью населения. Самые невысокие перспективы использования — в крестьянско-фермерских хозяйствах, где развита семейственность и роль оператора техники, как правило, выполняют отцы и их дети, внуки, и другие родственники. Олдскул в этом сегменте будет сохраняться еще долго.

Robogeek: С учетом современных достижений в технологиях автономного вождения можно ли говорить, что человеку-водителю уже не нужно «крутить баранку» в поле? Или же еще есть операции, при которых он необходим?

Олег Александров: Практически все операции, которые за рулем делает человек, может выполнять и робот. Однако целостной картины пока нет и непонятно, как будет осуществляться целый ряд сервисных операций. В частности, если автономные машины будут все еще на дизельном топливе, то, очевидно, им нужно будет периодически заправляться и, соответственно, необходимо разрабатывать систему автозаправочных станций, обеспечивающих заправку в автономном режиме. Это инфраструктурный проект, который нам необходимо обсуждать с коллегами из «Газпрома», «Лукойла» и «Роснефти». И это только заправка, а такого рода операций, включая ЕТО (ежедневное техническое обслуживание), более десятка: заправка сеялки семенами, заправка опрыскивателя СЗР, заправка минеральными удобрениями и т. п. Все это вопросы, которые комплексно необходимо решать в рамках инфраструктурных проектов по сельскому хозяйству.

Robogeek: Можно ли говорить, что повсеместное появление беспилотников убьет профессию тракториста?

Олег Александров: Около 100 лет назад в крупных городах умерла профессия извозчика. В одной только Москве их были тысячи. Это было наступление эпохи индустриализации и машиностроения. Часть извозчиков ушли из профессии, часть пересела на автомобили. Думаю, что и в нашей ситуации трактористы переквалифицируются в операторов машинного парка или сервисных специалистов по обслуживанию роботизированной техники. Ну или, по старинке, захотят ретро-комбайн с кабиной для того, чтобы насладиться пейзажем жатвы…

Robogeek: Олег, благодарим за ответы и желаем успехов в реализации проекта!

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован



Новые комментарии

Компания «Сервосила» начала выпуск новой линейки контроллеров для бесколлекторных двигателей
Гость
31.07.2021
09:24:15
[url=https://www.chipdip.ru/product0/8007180338]Модуль управления бесколлектрным двигателем[/url] на Чип и Дип
Улучшенные протезы ног позволяют получить тактильные ощущения
Барно
29.07.2021
07:22:58
Здравствуйте вы сами изготавливаете протез ноги или только рекламируете товар ...