edu.robogeek.ru

все об обучении робототехнике

prom.robogeek.ru

все о промышленной робототехнике

Основное меню
Категории новостей

Интервью

23.06.2020

Олег Александров (Ростсельмаш): «Олдскул в этом сегменте будет сохраняться еще долго»

История создания комбайна уходит корнями еще в XIX век. С тех пор, как и весь автопром, он претерпел множество изменений и модернизаций. Неизменным оставалось только одно — за рулем всегда был человек. Но, похоже, и этой эпохе скоро придет конец.

Ростсельмаш, 90 лет производящий сельскохозяйственную технику, уже в следующем месяце начнет тестирование своего беспилотного комбайна. О данной разработке нам рассказал представитель компании Олег Александров.

Robogeek: Здравствуйте, Олег, давайте для начала представим вас читателям. Расскажите немного о себе: кем и как давно вы работаете в Ростсельмаше, какие задачи стоят перед вами.

Олег Александров: Добрый день! Меня зовут Олег Александров. С 2007 года я работаю в сфере сельского хозяйства: машины и оборудование, средства защиты растений и системы питания, семена и агротехнологии. К команде Ростсельмаша я присоединился в 2016 году — в качестве руководителя проекта интегрированных агротехнологий. Я работаю в нескольких направлениях: агротехнологии, электронные системы и системы агроменеджмента. Все это связанные друг с другом тематики. Мне очень интересна тема цифровизации, и я рад и горд, что мне доверено заниматься стратегией компании в этом направлении. Задач достаточно много, ведь на данный момент мы ведем более 50 разработок по автономизации машин, роботизации всех процессов на сельскохозяйственных машинах, технологиях точного земледелия и агроменеджмента.

Основную ставку в создании систем мы все же делаем на собственных специалистов, которых бережно собираем по России и другим странам

Robogeek: Когда в компании обратили внимание на технологию автономного вождения и что стало тому причиной?

Олег Александров: Ростсельмаш работает над проектом автономизации комбайна уже более 5 лет. В основе не только технология автовождения, но и автоматизация массы процессов, которые происходят во время посева, обработки растений и уборки урожая. Зерноуборочный комбайн — сложнейшая система механизмов, которые, взаимодействуя друг с другом, должны неминуемо привести к самому продуктивному результату — увеличению производительности на фоне минимальных потерь и высокого качества зерна. Основная причина решения автономизации комбайна — это сокращение влияния пресловутого человеческого фактора.

Robogeek: Скажите, разработка беспилотного комбайна полностью проводилась собственными ресурсами компании или же привлекались специалисты и средства извне?

Олег Александров: Мы работали и продолжаем работать с несколькими компаниями в этом и других направлениях. Партнерство всегда дает преимущества. В направлении автономного комбайна у нас несколько партнеров, которые помогают нашей команде. Но основную ставку в создании систем мы все же делаем на собственных специалистов, которых бережно собираем по России и другим странам. На данный момент мы работаем, по большей части, своими собственными средствами, но используем и государственные субсидии в некоторых проектах.

Основной проблемой внедрения систем автовождения в России была и остается высокая цена этих систем

Robogeek: Если говорить о нейминге, почему собственно TORUM?

Олег Александров: TORUM — название серии роторных комбайнов Ростсельмаша. Системы автовождения, которые мы разрабатываем и рассчитываем выдать в 2020 году — это RSM Auto Driver и RSM Explorer Plus.

Robogeek: Какие характеристики ваш беспилотник имеет на данный момент? Какие технологии применяются?

Олег Александров: RSM Auto Driver и RSM Explorer Plus — это две системы автовождения, которые мы разрабатывали на основе компонентов, произведенных в России. Основной проблемой внедрения систем автовождения в России была и остается высокая цена этих систем. И, если для трактора стоимостью в 10 млн рублей цена системы автовождения в 750 000 рублей еще более или менее приемлема, то для недорогих и небольших тракторов она просто заоблачная. К тому же, как правило, эти системы требуют дополнительных затрат в виде абонентской платы за поправки.

Мы же в основе проекта системы автовождения задали нашим конструкторам задачу сделать систему точной, надежной и недорогой. Поэтому RSM Auto Driver — российская система автовождения на основе технологий ГНСС и RTK. Все основные компоненты системы сделаны в России, и это дает возможность установить значительно более привлекательную цену системы для клиента. Кроме того, система в базе снабжена оборудованием, которое позволяет работать с точностью в 2,5 см. Что же касается RSM Explorer Plus, то здесь мы говорим о продолжении истории продукта, который уже представляли рынку ранее — система автовождения на основе машинного зрения. Она позволяет двигаться по кромке скошенной культуры и валку в режиме автопилота, а также останавливается перед препятствиями, что гарантирует безопасность при движении в поле.

Robogeek: Исходя из информации на вашем сайте, этим летом вы планируете тестировать TORUM. Что будет включать в себя этот тест? Какой результат можно будет назвать приемлемым для дальнейшего масштабирования разработки?

Олег Александров: Мы действительно запланировали полевые тесты и испытания систем с 1 июля. И это испытания не только для комбайнов, но и для тракторов. Задачи теста, в первую очередь, доказать эффективность и надежность работы тестируемых систем в «боевых» условиях. Тестирование на закрытой площадке — это тоже важный этап, но испытания в поле более важны для нас, т. к. доказывают работоспособность в быстроменяющейся натуральной среде: в различных погодных условиях, условиях разной освещенности, урожайности, рельефа и т. д. Приемлемый результат — это безотказная работа, согласно плану испытаний. Для нас важно также получить обратную связь от оператора машины, агронома, инженера предприятия, где будут проходить испытания для дальнейшего совершенствования продуктов.

Я не исключаю различные варианты развития отрасли. Повсеместная уберизация наверняка коснется и сельского хозяйства

Robogeek: Как в будущем планируете коммерциализировать беспилотный комбайн? Продавать или сдавать его в аренду? Можно ли сейчас говорить о его примерной стоимости?

Олег Александров: Безусловно, Ростсельмаш — коммерческая организация, которая преследует цель извлечения прибыли из всех проектов. Создание беспилотного комбайна — коммерческий проект с различными стадиями. И, уверяю вас, это не один шаг, а как минимум три. Первый этап — комбайн движется самостоятельно и предлагает различные варианты настройки оператору. Второй этап — комбайн движется самостоятельно и самостоятельно выбирает наиболее приемлемые настройки, а оператор следит за правильностью процесса. И третий этап — оператор из офиса выдает задание комбайну, и тот самостоятельно его выполняет. Мы сейчас находимся на втором этапе и активно готовимся к третьему.

Что касается бизнес-модели, то я не исключаю различные варианты развития отрасли. Повсеместная уберизация наверняка коснется и сельского хозяйства, однако есть целый ряд лимитирующих факторов, которые отличают услугу заказа такси и, к примеру, уборки урожая.

По нашим расчетам беспилотный комбайн поначалу не будет дешевле пилотируемого: увеличится количество датчиков и сенсоров, стоимость которых сейчас достаточно высока. Однако с постепенным наращиванием производства беспилотных машин их стоимость может сократиться за счет целого ряда расходов, которые сейчас включены в стоимость машины: кабина и ее наполнение, включая кресло, педали, панель приборов, подлокотник, климат-контроль и т. п.

Самые перспективные регионы — это регионы с малым количеством сельского населения

Robogeek: Если мы говорим о перспективах беспилотников в отечественном сельском хозяйстве, как думаете, при каких условиях они будут повсеместны?

Олег Александров: Главный фактор — стоимость. Совершенно очевидно, что самые перспективные регионы — это регионы с малым количеством сельского населения, где переход на беспилотники будет просто необходим. Большие возможности видятся также для освоения залежных земель в отдаленных районах с низкой плотностью населения. Самые невысокие перспективы использования — в крестьянско-фермерских хозяйствах, где развита семейственность и роль оператора техники, как правило, выполняют отцы и их дети, внуки, и другие родственники. Олдскул в этом сегменте будет сохраняться еще долго.

Robogeek: С учетом современных достижений в технологиях автономного вождения можно ли говорить, что человеку-водителю уже не нужно «крутить баранку» в поле? Или же еще есть операции, при которых он необходим?

Олег Александров: Практически все операции, которые за рулем делает человек, может выполнять и робот. Однако целостной картины пока нет и непонятно, как будет осуществляться целый ряд сервисных операций. В частности, если автономные машины будут все еще на дизельном топливе, то, очевидно, им нужно будет периодически заправляться и, соответственно, необходимо разрабатывать систему автозаправочных станций, обеспечивающих заправку в автономном режиме. Это инфраструктурный проект, который нам необходимо обсуждать с коллегами из «Газпрома», «Лукойла» и «Роснефти». И это только заправка, а такого рода операций, включая ЕТО (ежедневное техническое обслуживание), более десятка: заправка сеялки семенами, заправка опрыскивателя СЗР, заправка минеральными удобрениями и т. п. Все это вопросы, которые комплексно необходимо решать в рамках инфраструктурных проектов по сельскому хозяйству.

Robogeek: Можно ли говорить, что повсеместное появление беспилотников убьет профессию тракториста?

Олег Александров: Около 100 лет назад в крупных городах умерла профессия извозчика. В одной только Москве их были тысячи. Это было наступление эпохи индустриализации и машиностроения. Часть извозчиков ушли из профессии, часть пересела на автомобили. Думаю, что и в нашей ситуации трактористы переквалифицируются в операторов машинного парка или сервисных специалистов по обслуживанию роботизированной техники. Ну или, по старинке, захотят ретро-комбайн с кабиной для того, чтобы насладиться пейзажем жатвы…

Robogeek: Олег, благодарим за ответы и желаем успехов в реализации проекта!

Комментарии

(0) Добавить комментарий


Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован

Новые комментарии

Вышел первый в России дайджест о лучших беспилотных решениях на рынке
Aviagr
23.09.2020
11:05:57
Салимжан Гафуров - это который похерил глайдеры в СГАУ и сбежал? Теперь на гребне новой волны - [i]автотранспорта[/i] - в мутной пене [i]обсасывает[/i]...
Российские беспилотники FIXAR покоряют мир
Юрий Гость
20.09.2020
10:16:49
Не нашёл указаний на регистрацию и внедрение в России. Такие замечательные аппараты наиболее эффективны именно в России с её расстоянием, климатом...