Компания Intel запустила в нашей стране программу Intel® AI For Youth, чтобы помочь молодому поколению получить навыки в области ИИ. Ранее программа уже показала успехи в ряде стран. Более подробно об этом мы расспросили Сергея Жукова, директора по развитию корпоративного бизнеса Intel в России.
Искусственный интеллект гораздо ближе к нам и нашей обычной жизни, чем многие считают
Robogeek: Мы ежедневно видим, как молодое поколение легко и интуитивно пользуется цифровыми технологиями и буквально не выпускает смартфоны из рук. Как вы думаете, есть ли у него свое определение искусственного интеллекта? Отличается ли оно от «взрослого» определения?
Сергей Жуков: Возможно понятие или определение искусственного интеллекта у многих людей, молодежи или старшего поколения, не всегда соотносится с реальными примерами его использования. До сих пор бытует мнение, что искусственный интеллект — это что-то далекое от нашей повседневной жизни. Представляются огромные компьютеры, проводящие сложные вычисления для решения глобальных задач. Конечно, ИИ используется и для таких целей, но он гораздо ближе к нам и нашей обычной жизни, чем многие считают. Когда музыкальный сервис предлагает вам композиции на основе ваших же интересов, магазин присылает купон с индивидуальными скидками, а телефон понимает голосовые команды — это тоже работа искусственного интеллекта.
Конечно, в отличие от старших, молодежь воспринимает современные технологии как нечто само собой разумеющееся, на уровне интуиции. Но есть и другая сторона вопроса, ведь «использовать» не всегда значит «понимать». Можно знать, что светофор на твоей улице способен менять режим работы в зависимости от времени, дня недели или погоды, но не уметь объяснить, как и почему это происходит.
Мы хотим научить молодых людей работать с ИИ, применяя его в реальных, полезных и востребованных проектах, дать практические навыки, которые пригодятся в будущем
Robogeek: Для чего компания Intel запускает программу Intel® AI For Youth «Искусственный интеллект для каждого» в разных странах мира? На чем основывается выбор той или иной страны?
Сергей Жуков: Цель программы — устранение барьеров в работе с искусственным интеллектом у школьников и студентов, мы называем этот процесс — «демократизация доступа к технологии». Мы хотим научить молодых людей работать с ИИ, применяя его в реальных, полезных и востребованных проектах, дать практические навыки, которые пригодятся в будущем.
Разработкой программы занимались специалисты из Сингапура, и первые внедрения прошли именно в странах Азии. Это глобальная инициатива Intel, которая стартовала в нескольких регионах планеты. Сейчас программа Intel® AI For Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого»1 работает в США, Польше, Германии, Индии, Южной Корее, Израиле, Китае, Индонезии и Великобритании.
Речь идет не только о детях, склонных к техническим специальностям, наш курс — кросс-предметный и развивает навыки, которые пригодятся в любой деятельности
При выборе страны важное значение имеет гибкость образовательной системы, возможность интеграции в нее наших учебных планов, а также наличие партнеров и квалифицированных кадров, готовых заниматься внедрением программы. В России мы работаем с нашими давними коллегами — экспертами, которые уже участвовали в других образовательных проектах Intel. Они прошли обучение у авторов программы и провели ее локализацию для отечественных условий. В данный момент 15 мастер-тренеров сопровождают внедрение курса Intel® AI For Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого» в образовательных учреждениях, выбранных для пилотных проектов.
Robogeek: Почему овладение навыками работы с ИИ имеет важное значение для сегодняшней молодежи?
Сергей Жуков: Мы живем в окружении искусственного интеллекта — движущей силы огромного числа современных технологий. Школьник, понимающий как работает ИИ, умеющий применять его возможности в реальных проектах, будет более конкурентоспособен во взрослой жизни. При этом речь идет не только о детях, склонных к техническим специальностям, наш курс — кросс-предметный и развивает навыки, которые пригодятся в любой деятельности. Например, умение планировать проект, коммуницировать в команде или представлять результаты.
Чем большими навыками обладает человек, тем ему легче найти себя в жизни. Наша программа дает практические знания и опыт, который пригодится для наполнения резюме.
Robogeek: Какие знания получит ребенок и как они могут пригодиться ему в дальнейшем? Должен ли он заранее обладать какими-то специфическими навыками для участия в программе?
Сергей Жуков: Нет, курс ориентирован на старшего школьника, не обладающего начальными знаниями в области искусственного интеллекта. Программа представляет собой набор модулей, сгруппированных по трем блокам: машинное обучение (наука о данных), компьютерное зрение (распознавание и анализ образов) и обработка естественных языков (голосовые команды и понимание человеческой речи). Ученик может выбрать ту область, которая ему по душе, и к концу курса реализовать проект, решающий реальные задачи. Причем сделать это, используя самое современное оборудование, предоставленное Intel.
Помимо программирования и глубокого понимания принципов работы искусственного интеллекта, курс помогает развивать социальные навыки: этику командной работы, цифровую гигиену, критическое мышление и умение решать задачи. Все это важные и востребованные на рынке скиллы, мы знаем это от наших партнеров.
В Южной Корее наша программа стала основой для разработки школьного курса и учебника по ИИ
Robogeek: Расскажите о внедрении программы в других странах. Есть ли особенности, связанные с национальными различиями? В какой стране были достигнуты наибольшие успехи и в чем это выражалось?
Сергей Жуков: Безусловно, мы адаптируем программу под особенности конкретного региона. И речь идет не только о переводе. Изначально курс создавался в Азии, поэтому проекты и примеры там имеют свою специфику. Так, существовал проект использования ИИ для отслеживания маршрутов слонов и прогнозирования мест возможных браконьерских действий. В России слонов заменили амурские тигры.
Интересные результаты мы получили в Индии, где Центральный совет по среднему образованию при Правительстве страны ввел изучение ИИ в качестве специального предмета в средних школах, а это более 22000 учебных заведений. В Южной Корее наша программа стала основой для разработки школьного курса и учебника по ИИ. Министерство образования Польши создало на базе Intel® AI For Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого» факультативный курс по изучению ИИ.
Robogeek: Как учебное заведение может внедрить вашу программу? Какие будут требования к школе или ВУЗу?
Сергей Жуков: Внедрение программы состоит из нескольких этапов. Сначала мы должны понять, что учебное заведение имеет условия для реализации проекта — технические и организационные. Далее проходит обучение проектной команды, составленной из сотрудников образовательной организации, после чего мы развертываем необходимую учебную среду — устанавливаем оборудование и необходимое ПО. В течение первых месяцев после старта программы наши кураторы проводят ее мониторинг и настройку, то есть, по сути, создают наиболее эффективную для конкретной площадки модель работы.
Российская модель образования имеет свои сильные стороны, особенно если речь идет о технических специальностях. Мы это знаем и используем в своей деятельности
Все оборудование и методические материалы в рамках пилотного проекта программы компания Intel предоставляет бесплатно.
Robogeek: Как вы считаете, образовательные учреждения нашей страны технически и кадрово готовы для реализации этой программы?
Сергей Жуков: Вполне. Российская модель образования имеет свои сильные стороны, особенно если речь идет о технических специальностях. Мы это знаем и используем в своей деятельности. Наш Центр исследований и разработки в Нижнем Новгороде, где работают выпускники отечественных ВУЗов, входит в число крупнейших инженерных центров Intel за пределами США.
Пилотные проекты по реализации курса Intel® AI For Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого» в России показали, что учителя и ученики принимают ее с восторгом. Особенный интерес вызывает комплексная составляющая программы, тот социальный блок, который она включает. Мы не просто учим детей программировать и разбираться в технологиях, а даем им важные навыки совместной работы, социализации, планирования деятельности.
Robogeek: С какими образовательными учреждениями вы уже сотрудничаете?
Сергей Жуков: В России у нас очень широкий спектр участников пилотного проекта. Сейчас курс внедряется в обычных общеобразовательных школах, небольшой сельской школе, учреждениях дополнительного образования и даже педагогическом университете. ВУЗ не только внедрил программу для обучения ИИ студентов 1 курса, но и помогает нам с ее локализацией.
Robogeek: Сергей, благодарим вас за ответы и желаем успешной реализации программы Intel® AI For Youth в нашей стране!
1 Программа Intel® AI for Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого» запущена в 2020 году на 8 пилотных площадках разного типа (сельская школа, ГБОУ, университеты, кванториумы и др.). Вариативность новой программы Intel позволяет реализовывать ее в учебных заведениях любого масштаба и технического оснащения. Главная цель программы — познакомить школьников с технологиями и инструментарием для работы с ИИ, а также научить их применять полученные знания и навыки на практике. В рамках программы учащиеся могут выбрать один из трех учебных модулей, чтобы реализовывать проекты, связанные с системами машинного обучения, технологиями машинного зрения и задачами обработки естественных языков. Реализация и внедрение программы в российских школах проходит в партнерстве с компанией «Мобильное Электронное образование». Более подробно изучить информацию о программе Intel® AI for Youth «Технологии искусственного интеллекта для каждого» на русском языке можно по ссылке.
Комментарии
(0) Добавить комментарий