В начале октября в Москве завершила свою работу V глобальная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch2018. Нашей редакции удалось пообщаться и задать несколько вопросов Директору по международным образовательным программам KidZania Геру Граусу. Предлагаем вашему вниманию интересный материал, который получился у нас в итоге нашего разговора.
О Кидзании
Мы живем в мире, в котором зубрежка и «натаскивание на предмет» потеряли всякий смысл и крайне далеки от жизни. Неудивительно, что современные дети демотивированы: зачем каждый день ходить в школу, если знания, которые им навязываются, не применимы в реальности?
Для мира история Кидзании началась в 1999 году в Мехико — именно там моему другу Хавьеру Лопесу Анкона пришла в голову уникальная идея создать пространство, где дети смогут использовать свои знания на практике, а для меня она началась пять лет назад, когда наш Лондонский офис предложил мне позицию менеджера образовательных программ. Позже меня попросили стать Первым директором по международным образовательным программам KidZania, кем я и являюсь в настоящий момент.
Нашей целью было посредством внеклассного образования показать детям связь между жизненными реалиями, с которыми они сталкиваются каждый день, и предметами в школьной программе. Кидзания – это ответ на вопросы «зачем мне надо это учить», это связь между школой и жизнью.
О феноменальном успехе Кидзании: почему дети так ее любят?
Для меня успех Кидзании не стал неожиданностью. «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», – узнали? Это эпиграф к «Маленькому принцу» Экзюпери.
Почему детям так нравится Кидзания? Играя, они пробуют себя в самых разных профессиях. Вспомните детство: нам хотелось абсолютно всего. И Кидзания дает детям все и больше: независимость, самостоятельное обучение, свободу от авторитета взрослых, ведь Кидзания – это страна, куда взрослым разрешен вход, но отказано в праве голоса. Кидзания напомнила нам, чего хотят дети, и продемонстрировала, что есть разница между настоящим образованием и школьной муштровкой – это опытное обучение. Ребенок понимает: «Это мой мир, где я могу жить так, как я хочу».
Поэтому нет, повторюсь, меня не удивил успех Кидзании, но это не мешает мне искренне радоваться ему каждый день.
О перспективах развития Кидзании
С одной стороны, в том, как я представляю себе будущее Кидзании, есть футуристский элемент: больше технологий. И здесь я имею в виду не только возникновение новых профессий, связанных с ИТ, но и то, что некоторые профессии уйдут в прошлое, либо люди больше не будут их выполнять. Также крайне интересно, как изменятся профессии, которые по-прежнему останутся за людьми. Мне очень нравится такая перспектива.
Но я рассматриваю будущее и с другой точки зрения, а именно, в контексте того, что Кидзания в долгосрочной перспективе не будет просто местом, куда можно прийти на несколько часов, но сможет стать источником целостного учебного опыта: мы будем издавать учебники, запустим KidZania-online. В наших планах также провести и записать KidTalks, то есть видео не длиннее 5-7 минут, в котором профессионалы в разных областях расскажут детской аудитории о том, чем они занимаются и чем хотели заниматься, когда были маленькими. Смысл в том, чтобы, во-первых, дети продолжали свое взаимодействие с Кидзанией, а во-вторых, мы делаем это для детей, которые живут слишком далеко, чтобы посетить Кидзанию, но могли бы, тем не менее, извлечь из нее пользу. И это тоже очень важная составляющая будущего, ведь обучение должно становиться все более демократичным и доступным, и я очень рад, что участвую в этом процессе.
О робошколах
Дети по своей природе любопытны и любознательны, им все нужно попробовать самостоятельно, обо всем спросить.
Не только шестилетки и восьмилетки могут начинать свое техническое образование в таком юном возрасте, можно начинать и раньше! Но мы, как взрослые, которые обеспечивают этот учебный процесс, должны спросить у себя: будет ли это обучение через игру? и какая цель стоит перед нами? Нельзя забывать, что у детей есть много других важных задач: игры с друзьями, чтение, музыка, футбол, выставки, музеи... Все это, собственно, и составляет жизнь.
А как обстоит дело с технологиями? Они могут сделать реальность ярче и насыщенней, опять же, благодаря технологиям дети могут познакомиться с искусством, музыкой. Я обеими руками «за» и отношусь к технологиям с крайним энтузиазмом, но у нас, взрослых, должна быть абсолютная ясность, чего мы хотим добиться от взаимодействия детей и технологий.
Об учителях-роботах
Я считаю, что технологиям следует уделять особое, приоритетное место в обучении. Это хорошо, когда дети уверенно обращаются с ними, когда технологии их вдохновляют, когда дети в итоге поднимают планку требований к инновациям. И да, роботы – часть этого ландшафта. Но важно, чтобы технологии были доступны всем и каждому, а не были роскошью, доступной только самым богатым.
Роботы-преподаватели... Я бы скорее сказал роботы-помощники –такая форма искусственного интеллекта, которая может дать теоретический материал и может быть даже обсудить его. Но преподаватель всегда должен быть человеком, ведь межчеловеческое общение – эмпатия, эмоции, разум, признание ценности друг друга – ни в коем случае не должно исчезнуть. Однако с точки зрения передачи знаний роботы-ассистенты, которые будут помогать учителям, могут быть полезны, так что давайте попробуем!
Про EdCrunch-2018
Я был очень рад возможности выступить на конференции EdCrunch-2018, которая состоялась недавно в Москве. Я говорил о детях: насколько хорошо мы их знаем, о том, что дети могут мечтать и стремиться только к тому, о существовании чего они знают, о том, как нам бы хотелось, чтобы они воспринимали образование как навигатор, который поможет им найти место в жизни.
Также на конференции EdCrunch 2 октября я сделал официальное объявление о начале проекта, которому мы посвятим весь следующий год. И я очень хочу потом вернуться в Москву по истечении 12 месяцев и представить результаты этого исследования – представить его всем, кто участвует в процессе образования: преподавателям, сотрудникам образовательных учреждений, родителям, а может быть и – кто знает – роботам!
Про Превосходнейший Орден Британской империи, о котором мы просто не могли не спросить
Я получил его в 2014 от Ее Королевского Величества Елизаветы II, и это, конечно, был повод для гордости, притом мой Орден – Почетный, так как я не британец – я родом из Нидерландов. Надо сказать, что, во-первых, меня номинировал на Превосходнейший Орден народ – то есть друзья, коллеги решили, что моя работа заслуживает столь высокой награды, это было... очень трогательно. Во-вторых, я получил Орден за Службу Детям, а это дело всей моей жизни. И, в-третьих, со мной была моя семья. Они стали свидетелями и разделили со мной мою радость, мое смущение, мою гордость – это был очень счастливый день.
От лица редакции благодарим Гера Грауса за ответы, а также организаторов конференции за возможность пообщаться.
Комментарии
(0) Добавить комментарий