Рассматривая участников HeliRussia 2020, прошедшей в сентябре, наше внимание привлекла одна очень любопытная разработка - FIXAR 007. Мы обратились к разработчикам чтобы подробнее разузнать о новом продукте на рынке беспилотных летательных аппаратов.
На наши вопросы ответили генеральный директор FIXAR Василий Лукашов и руководитель коммерческих и образовательных проектов Наталия Астахова.
Robogeek: Расскажите, как появилась компании FIXAR и что стало предпосылкой? Кто сегодня входит в команду разработчиков?
Компания FIXAR появилась в конце 2017 года, и, как и многие преуспевающие сегодня разработчики и эксплуатанты беспилотных авиационных систем, создавалась опытными авиамоделистами.
Генеральный директор компании, Василий Александрович Лукашов, с самого детства увлекался моделизмом, собирал из подручных средств действующие модели и аппаратуру для них. Однако в реалиях СССР создать свой собственный самолет у него так и не получилось.
Возможностей «китайских» моделей стало недостаточно, и тогда он разработал свою первую радиоуправляемую модель самолета
В 1987 году он практически «на коленке» собрал свой первый компьютер, затем сконцентрировался на программировании, и вместе с единомышленниками открыл фирму по продаже программного обеспечения. К тому моменту он уже окончил школу (физико-математический класс), государственные курсы иностранных языков с отличием, поступил в ИТМО. В фигурном катании стал кандидатом в мастера спорта. И, казалось бы, во всех своих начинаниях добивался успеха, но вот реализовать мечту о радиоуправляемом самолете так и не вышло.
Затем была непродолжительная служба по контракту в ВС РФ, семья, дети, и… В какой-то момент абсолютно случайно Василий зашел в магазин радиоуправляемых моделей «Пилотаж» и вновь открыл для себя мир моделизма. Поскольку время и технический прогресс не стоят на месте, изучать моделизм и учиться строить ему пришлось заново. Построив модель самолета из продающихся тогда наборов и научившись «летать», Василию стало недостаточно возможностей «китайских» моделей, и вот тогда он разработал свою первую радиоуправляемую модель самолета.
Так начался его путь, приведший в Президенты Федерации авиамодельного спорта Санкт-Петербурга, а также к участию и организации в более сотни различного рода соревнований, к победе в Чемпионате Европы 2016 года.
Со временем хобби превратилось в профессию, и авиамоделизм трансформировался в разработку сначала наборов для самостоятельной сборки, их серийное производство в компании «Пингвин Хобби Маркет». Затем — в разработку самолетов для полетов на большие расстояния по камере; те, в свою очередь, — в полноценные автономные беспилотные летательные аппараты.
Некоторое время Василий проработал в должности руководителя проекта в группе компаний «Геоскан», но в августе 2017 года ушел оттуда. Совместно со своими коллегами он создал компанию «Инновационные Комплексные Системы», которая больше известна по названию флагманского продукта FIXAR. Ее основной вид деятельности — разработка и производство беспилотных авиационных систем для решения отраслевых задач.
Сегодня в команде разработчиков — большое количество авиамоделистов со стажем, среди них есть и бывшие сотрудники уже упомянутого «Геоскана», СТЦ и ряда других компаний этого сектора.
Выбираете участок на карте, даете задание, а программа автоматически формирует траекторию полета, передает ее на борт аппарата, и по команде беспилотник взмывает в воздух. Он запрограммирован на возврат домой или автоматическую посадку при экстренных ситуациях
Robogeek: Расскажите о производстве: комплектующие вы делаете самостоятельно или заказываете у сторонних подрядчиков? Сколько беспилотников производите в месяц?
Всю несущую конструкцию, раму, крылья, стабилизатор мы создаем на станочном оборудовании, в том числе на 3D-принтерах самостоятельно.
Нами также разработана уникальная плата автопилота, которая установлена на борту аппарата и обеспечивает его автономный и безопасный полет. Она производится нашим подрядчиком в Санкт-Петербурге.
Мы также самостоятельно разработали уникальное программное обеспечение наземной станции управления — FIXAR XGroundControl, с помощью которой можно создать план полета для аппарата. Вы выбираете участок на карте, даете задание, а программа автоматически формирует траекторию полета, передает ее на борт аппарата, и по команде беспилотник взмывает в воздух, чтобы выполнить задание. Он запрограммирован на возврат домой или автоматическую посадку при экстренных ситуациях. Программное обеспечение интуитивно понятно в использовании и учитывает все особенности уникальной аэродинамической схемы аппарата. Для связи борта с НСУ используется наш собственный протокол обмена данными.
Рынок беспилотников растет с каждым годом, это показывают многочисленные исследования
Около 20% все комплектующих мы заказываем у сторонних производителей. Это, например, двигатели и зарядные устройства — электроника, выбор которой так велик, что не имеет смысла создавать свою.
Все остальное мы производим самостоятельно, в том числе аккумуляторные батареи.
В среднем, мы производим 6 бортов в месяц — это диктуют возможности производства, но мы готовы их наращивать по мере роста рынка.
Robogeek: Недавно вы выпустили FIXAR 007, ваш флагманский продукт, и представили его на HeliRussia 2020. Как его встретила аудитория и проявил ли кто-нибудь интерес к беспилотнику?
Рынок беспилотников растет с каждым годом, это показывают многочисленные исследования. Растут потребности в технологиях, способных принести прибыль, снизить риск угрозы жизни людей, сэкономить время, растет и интерес со стороны различных отраслей промышленности.
На выставке аппарат встретили с огромным интересом. Мы уже выполняем заказы, которые принесло нам участие в ней.
Robogeek: В презентации беспилотника упоминается «запатентованная аэродинамическая схема». Расскажите о ней подробнее, в чем ее особенности и какие преимущества она дает? И как вы считаете, наличие патента — это гарантия соблюдения авторских прав?
В своем аппарате мы объединили преимущества коптерных и самолетных схем летательных аппаратов и избавились от недостатков конвертопланов.
Вертикальный взлет и посадка — как у коптеров; высокая дальность полета, за счет подъемной силы крыла — как у самолетов; при этом никаких сложных механизмов перехода из коптерного режима в самолетный, никаких механизмов поворота роторов во время полета или неподвижных роторов, которые создают сопротивление во время горизонтального полета, пока их тянет маршевый двигатель.
FIXAR — это аббревиатура, она расшифровывается как Fixed Angled Rotors — роторы, установленные под фиксированным углом относительно крыла самолета. Благодаря этому вектор подъемной силы с роторов одновременно и поднимает аппарат, и обеспечивает его горизонтальный полет. Таким образом и в режиме горизонтального полета, и в режиме зависания все роторы работают и не создают сопротивление в полете. Более того, в горизонтальном полете не только крыло, но и роторы формируют подъемную силу. За счет этого FIXAR обладает увеличенным почти в 3 раза запасом хода в сравнении с коптерными аппаратами того же веса. При этом, вес груза, который он может нести, остается таким же, как у этих же коптерных аппаратов.
Наша схема проста, эффективна, доказала свои преимущества и легко масштабируема в гораздо более крупные габариты.
Отвечая на ваш вопрос, разумеется, наличие патента не является гарантией соблюдения авторских прав. Однако это весомый довод для выдвижения претензий в случаях, когда кто-то без нашего согласия использует нашу же интеллектуальную собственность.
Что касается гарантий безопасности от копирования, именно наше первенство дает преимущество перед конкурентами и позволяет быстрее и качественнее выполнять поступающие запросы.
Robogeek: На вашем сайте указано, что у FIXAR 007 «самая низкая стоимость полетного часа в классе дронов до 7 кг». Как рассчитывается эта цифра? Можете для наглядности провести сравнение с другой моделью.
Стоимость полетного часа можно рассчитать из стоимости владения или аренды всего комплекса. Взяв цену аренды комплекса, поделив ее на 14 дней, а затем на 24 часа (ведь автономный аппарат может летать даже ночью), вы получите стоимость полетного часа комплекса в аренде.
Либо можно взять стоимость владения комплексом и поделить его на среднее количество летных дней в году (примерно 210), а затем поделить на 24 часа. Получится стоимость полетного часа, но уже владения комплексом, и она будет даже меньше арендной.
Для сравнения можно взять стоимость комплекса конкурентов в промышленном сегменте и его аренды. Стоимость его полетного часа будет в два раза больше, чем у FIXAR, как аренды, так и владения комплексом.
За те полгода, что мы активно работаем в международном направлении, мы получили больше входящих запросов, чем за 3 года работы на российском рынке
Robogeek: Беспилотник уже получил регистрацию в Министерстве транспорта Канады и в планах получить сертификат соответствия FAA США. Насколько процесс регистрации в этих странах отличается от регистрации у нас?
Сегодня в сфере эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) и развитии регуляторно-нормативной базы Северная Америка находится на этапе, который обеспечивает ряд объективных критериев для сертификации такой продукции. И простые понятные шаги для получения сертификации. В других странах такой практики пока нет.
Robogeek: Как вы оцениваете потенциал продажи FIXAR 007 за рубежом? За счет каких параметров ваш дрон сможет «выстрелить» в условиях довольно жесткой конкуренции? Рынки каких стран вы считаете наиболее перспективными?
Мы регулярно получаем обращения с интересом к нашей технологии от различных компаний со всего мира. Ведь на фоне конкурентов нас выгодно выделяют уникальность аэродинамической схемы, высокие показатели эффективности, полной автономности, безопасности и удобства использования программного обеспечения.
Если сравнить российский и зарубежный интерес, то за те полгода, что мы активно работаем в международном направлении, мы получили больше входящих запросов, чем за 3 года работы на российском рынке. Нами активно интересуются в арабских странах, странах Северной Америки и Африки.
Robogeek: Технически для решения проблемы доставки последней мили все готово. А с какими административными и законодательными препятствиями столкнется компания, решившая открыть бизнес по доставке дронами в России? Возможно ли это вообще?
Пока полностью не доработана нормативная база по коммерческому использованию беспилотников в РФ, развития этой сферы ждать не стоит.
Технология SLAM позволяет получать 3D-модели и карты видимого дроном пространства прямо во время полета, то есть не тратить огромное количество времени на сшивку фотоснимков для получения трехмерной модели
Robogeek: Расскажите о других разработках вашей компании. Для каких задач они предназначены?
Нишевое решение — FIXAR INDOOR
FIXAR Indoor — это беспилотный летательный комплекс мультироторного типа — для обследования внутреннего пространства помещений: шахт, в том числе вентиляционных, подвалов, заброшенных зданий, а также для регулярного мониторинга состояния промышленных помещений, кровли, инвентаризации складов.
FIXAR Indoor позволяет снизить риски угрозы жизни людей, которые занимаются обследованием труднодоступных мест, а также снизить затраты на СОУТ — за счет отказа от привлечения людей к опасным для жизни работам. Таким образом, FIXAR Indoor обеспечивает защиту труда на предприятиях. Использование специального оборудования и ПО на борту FIXAR Indoor позволяет создавать 3D-модели и карты помещений, а также быстро проводить инвентаризацию складов, а значит сократить объем трудозатрат в этой области.
На FIXAR Indoor также может быть установлена технология SLAM. Она обеспечивает автономную навигацию летательному аппарату по видеопотоку. Это позволяет получать 3D-модели и карты видимого дроном пространства в режиме реального времени, то есть прямо во время полета. Это позволяет не тратить огромное количество времени на сшивку фотоснимков для получения трехмерной модели.
Характеристики:
- 2 камеры: основная и заднего вида;
- передача видеосигнала через сложные железобетонные конструкции;
- оптический датчик удержания позиции;
- защищенный корпус, устойчивость к столкновениям, режим автопереворота после падения;
- система обнаружения препятствий с 4-х сторон (встроенные лидары);
- переключение между передней и задней видеокамерами;
- высокоскоростная передача данных с борта на наземный вычислитель.
Образовательный продукт FIXAR EDU
Еще один продукт — FIXAR EDU. Это уникальный аппарат для обучения эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в составе учебно-методического комплекса.
Фактически, эта уменьшенная копия флагмана FIXAR 007, которая имеет два летных режима — коптерный и самолетный, что позволяет получить навыки пилотирования аппаратов мультироторного и самолетного типа.
В процессе эксплуатации FIXAR EDU можно изучать не только стабильный полет мультироторной схемы, но и аэродинамику, принципы возникновения подъемной силы крыла, а также сочетание навыков эксплуатации обеих аэродинамических схем.
Несущая конструкция, фюзеляж, блок электроники, крылья и стабилизатор выполнены из 3D-печатного пластика, что позволяет совместить методический комплекс с курсом по 3D-моделированию. Файлы в форматах для печати и для редактирования приложены к методическому пособию из 10 занятий по теории, сборке и пилотированию данного аппарата.
Образовательные продукты FIXAR Education решают проблему отсутствия методической базы подготовки и сертификации операторов и эксплуатантов дронов.
Дополнительно мы также поставляем методические материалы и учебные курсы по эксплуатации БАС разных объемов и конфигураций — в зависимости от нужд образовательных учреждений. Среди них — методики по сборке и запуску метательных планеров, основам художественной аэросъемки на базе дронов DJI, а также спортивному пилотированию гоночных дронов.
Robogeek: Благодарим вас за ответы и желаем успешного развития проекта и достижения всех поставленных целей!
Комментарии
(0) Добавить комментарий