В конце января Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП НАМИ) представил в своем инстаграм фото и краткие характеристики электрического беспилотника на базе Lada Kalina универсал.
Мы об этом уже писали на нашем портале. Сегодня у нас есть возможность поделиться эксклюзивной информацией по этой разработке.
Нашей редакции удалось получить более подробные комментарии по этому проекту от директора Центра информационных и интеллектуальных систем Дениса Ендачева, чем мы с удовольствием делимся с нашими пользователями.
Robogeek.ru: Денис, расскажите, пожалуйста, как давно ведутся разработки в области беспилотного транспорта в НАМИ?
Денис Ендачев: У нас в НАМИ ведется разработка беспилотной платформы для всех автономных машин. Если говорить непосредственно о платформе, то это работа начата была в конце 2012 года. Если же говорить о представленной в новости Калине, то этот автомобиль начал разрабатываться в 2014 году.
Robogeek.ru: Это полностью разработка ФГУП НАМИ или для работы привлекались сторонние организации?
Денис Ендачев: Да, это полностью наша разработка. Над этим проектом работали только сотрудники ФГУП НАМИ, различные его подразделения.
Robogeek.ru: В сравнении со многими другими разработками, которые мы видели, на фотографии непонятно, где находятся различные датчики, радары. Т.е. если мы посмотрим, допустим, на беспилотник Яндекса, Тойоту, то у них на крыше и на зеркалах видно различное оборудование. Однако на фото Калины мы не увидели ничего, кроме камер внутри.
Денис Ендачев: Есть две концепции разработки. Первая концепция — это применение лидара, и как правило он устанавливается на крыше в различных зонах. Либо один сверху в центре, либо по углам, по бокам. По первой концепции идут многие компании – Google, Форд, Тойота и другие.
Есть вторая концепция — это когда не применяется радар, применяется только камера, и на базе камер ведется обработка и принятие решений. По второму пути идут такие компании, как Тесла, Ауди и другие. В нашем случае мы шли по второй концепции на базе камер, построения карт, распознавания и т.д.
Плюсы и минусы есть и у той, и у другой концепции. Из самых существенных – лидар все-таки такой сложный в деле и пока не очень хорошо применимый для автомобилей из-за высокой стоимости, из-за того, что не проходит автомобильные стандарты, такие как тесты на вибрацию, тесты на загрязнения, но плюс первой концепции в том, что лидар позволяет качественнее распознавать. Так что и первая, и вторая концепция имеет право на жизнь. Мы шли по второму пути в этом проекте. Работали, базируясь в основном на камерах, которые установлены под лобовым стеклом. Их там 2 штуки по бокам, что позволяет и стерео из HD делать, и дублирование картинки при необходимости из разных точек, поэтому на крыше вы не видите лидаров, к которым многие привыкли.
Robogeek.ru: И в этом случае обзор идет не 360 градусов?
Денис Ендачев: В этом случае мы говорили про фронтальный обзор, потому что мы изначально преследовали цель распознавать переднюю полусферу перед автомобилем, ну и, естественно, чтобы 360 было видно перед автомобилем — там мы устанавливали камеры по бокам, которые под стеклом тоже стояли, и камеры в салоне, и камеры заднего вида под задним стеклом.
Robogeek.ru: О вашей разработке на нашем портале было упоминание, как о победителях Робокросса 2017 года. Были ли еще схожие публичные мероприятия где вы участвовали?
Денис Ендачев: Был Робокросс 2015, 2016 года, в которых мы также принимали участие, в 2016 году мы тоже успешно выступили. Наверное, это основные публичные мероприятия, в которых мы принимали участие.
Robogeek.ru: Какие у вас планы на эту разработку в ближайшее время: будете выводить ее на рынок, развивать коммерческие проекты?
Денис Ендачев: Мы сейчас активно взаимодействуем с российскими автопроизводителями в этом направлении. Это комплексная работа, начиная с АДАС систем, систем, построенных на базе камер распознавания, и так далее. Соответственно, в результате этой работы получится уже коммерческий продукт.
Robogeek.ru: Общались однажды с компанией, которая занимается не производством, а тестированием беспилотных систем. Там говорят, что, в принципе, все технологии уже можно использовать с определенным страхом и риском, единственная проблема в законодательстве. Каково Ваше мнение на этот счет: технологии есть, а закона нет?
Денис Ендачев: Над этой задачей я сейчас и работаю: занимаюсь разработкой законодательных требований, тех. регламента. Соответственно, задача стоит – задачу решаем. И в России, и в других странах, где ведутся такие разработки – США, Европейские страны, Япония, Китай — везде это насущная задача. На текущий момент использование беспилотника 4 уровня по международной классификации допустимо, но водитель должен держать руки на руле и всю ответственность за систему автопилота несет именно водитель. Не важно, он управлял машиной или он просто держал руки на руле, а система двигалась в автоматическом режиме, но сейчас на владельце вся ответственность. В ближайшие несколько лет будут выработаны более четкие трактовки, технические требования, законодательные решения в этой области — это обязательное условие дальнейшего развития беспилотного транспорта.
Robogeek.ru: Денис, спасибо большое за ответы. Желаем дальнейшего успешного развития и ждем новостей о запуске коммерческого продукта!
Комментарии
(0) Добавить комментарий