Автоматизированная доставка товаров на дом — это одновременно мечта многих пользователей и глобальный вызов для разработчиков всего мира, ибо тот, кто предложит оптимальное решение проблемы «последней мили», рискует войти в историю.
Разработкой различных модификаций беспилотных аппаратов по доставке товаров сегодня занимаются многие компании и стартапы, однако все они предлагают разные решения. Нам удалось побеседовать с сооснователем и директором одной из компаний, занимающихся разработкой наземных роботов доставки. Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с Дмитрием Скоринко, CEO and Director of Eliport, Inc.
Robogeek.ru: Здравствуйте, Дмитрий! Наверное, первый вопрос, который хотелось бы задать: почему там, а не здесь. Что стало причиной начинать свое дело в Барселоне?
Дмитрий Скоринко: Добрый день! Я переехал с семьей в Барселону несколько лет назад. И это случилось не из-за моего собственного начинания — я присоединился к существующему стартапу. В то время это был проект, состоящий буквально из одного человека, а к моменту, когда я оформил все документы и перебрался в Испанию, в компании было около 6 человек. Стартап называется Glovo, занимается он доставкой по запросу (on-demand delivery), когда курьеры на мотоциклах и велосипедах привозят тебе покупки, которые ты делаешь через мобильное приложение или сайт. Доставляется в основном еда, но этим сервис не ограничивается, и можно купить и заказать доставку чего угодно, например, электроники, одежды, лекарств или цветов. Сейчас это огромный бизнес, работающий на нескольких континентах, и я был в этом проекте техническим директором (CTO) несколько лет с самого начала и покинул проект осенью прошлого года.
В какой-то момент мне захотелось запустить свой собственный проект, и автономные роботы для доставки отлично укладывались в мою экспертизу в сфере доставки и имели невероятно глубокую техническую составляющую, что для меня немаловажно, т.к. я человек очень технический.
Барселона, в свою очередь, очень приятное и комфортное место проживания, кроме того, это невероятно мощный стартап центр. Также в Барселоне и окрестностях много научных институтов, так или иначе связанных с робототехникой и компьютерным зрением, что делает этот город отличным местом, чтобы начать робототехнический стартап.
Robogeek.ru: Насколько нам известно, на данный момент идет сбор средств на краудфандинговой платформе. Какие успехи на данный момент? В целом насколько это эффективный инструмент для привлечения инвестиций, по Вашему мнению?
Дмитрий Скоринко: Краудфандинговая кампания была запущена, чтобы поддержать проект и в идеале собрать средства на наш первый прототип робота. Этот робот еще не будет автономным, но прототип сможет показать наш уникальный подход в автоматической разгрузке, а также все остальные важные компоненты и узлы с механической стороны.
Мы запустили эту кампанию, имея достаточно ограниченные знания, как это все должно работать, наделали кучу ошибок и учимся всему на ходу. Но тем не менее инструмент этот может быть крайне эффективным, и я советую всем и каждому его рассмотреть. Тема эта довольно обширная, может имеет смысл даже отдельную статью об этом написать.
Robogeek.ru: У Вас уже имеются потенциальные заказчики? Если не секрет, кто они.
Дмитрий Скоринко: У нас нет заказчиков, которые готовы купить наших роботов, но есть много крупных компаний, которые крайне заинтересованы, чтобы их протестировать в своей системе доставки. В основном это крупные супермаркеты Европы, которые смотрят в будущее и рассматривают разные варианты развития на несколько лет вперед.
Robogeek.ru: Расскажите подробнее о своей разработке: как возникла идея создания, какие технологии применяются, кто входит в команду разработчиков, возможная цена, целевая аудитория.
Дмитрий Скоринко: Идея создания возникла, исходя из моего опыта в сфере доставки. Все решения, которые я видел на рынке, были явно созданы людьми, не работавшими в логистике и доставке товаров, и я решил начать этот проект, используя весь свой опыт.
Вся команда проекта сейчас состоит только из основателей: меня, директора по продажам и развитию и технического директора. Также на нас работает несколько фрилансеров и стажеров, которые помогают нам с интернет-маркетингом, PR и исследованиями.
Нашего первого робота мы строим с помощью нескольких компаний-подрядчиков, специалистов в своем деле. Они все находятся в Германии. Одна команда, например, отвечает за всю механическую часть, проектирование и изготовление деталей из пластика и металла, еще одна отвечает за электронику, двигатели и сенсоры, также они будет программировать нашего робота, чтобы сделать возможность управлять им с джойстика или компьютера.
После первых прототипов цена одного робота скорей всего будет около 20 000 долларов, но уже через пару лет мы видим все шансы довести цену до 5 тысяч, а в идеале через несколько лет до трех. Основные заказчики — это почтовые организации и компании, связанные с запланированной доставкой, например, онлайн супермаркеты.
Robogeek.ru: В чем ее отличие от прочих разработок подобного рода, например, разработки DHL, Starship, e-Novia.
Дмитрий Скоринко: Автономные наземные роботы для доставки, которые существовали или были придуманы до идеи Eliport, все, с одной стороны, нацелены на достаточно широкий рынок, не фокусируясь на конкретных вариантах использования, с другой стороны, имеют серьезный недостаток в процессе доставки, которые они пытаются автоматизировать. Все они пытаются избавиться от курьера (как основного источника затрат в процессе доставки), но не пытаются избавиться от факта, что робота кто-то должен встретить, открыть, достать посылку, которую он привез, и закрыть.
Роботы Eliport нацелены на вполне конкретную нишу: посылки и доставка продуктов. Также наши роботы будут разгружаться сами в точке доставки, либо в специализированном контейнере (что-то вроде большого почтового ящика), либо в специальной двери в воротах, заборе или в самом здании. Роботы Eliport, по крайне мере сначала, могут использоваться только в специально выбранных районах с частными домами (сейчас мы нацелены на некоторые районы в Англии и США), но зато они автоматизируют доставку полностью от сортировочного склада до вашего дома. Наша разработка обещает большой прорыв как в стоимости доставки, так и в оптимизации логистики. Также мы подали патент в США на несколько систем разгрузки, которые мы собираемся использовать.
Robogeek.ru: Понимаем, что еще рано говорить о рабочем прототипе, но, по Вашим расчетам, когда он выйдет в свет?
Дмитрий Скоринко: Мы собираемся показать всем наш прототип в уже этом году.
Robogeek.ru: Если говорить о проблеме последней мили, то можно выделить два «лагеря» разработчиков: те, которые делают ставку на воздушные беспилотники, и те, которые, как и Вы, разрабатывают наземные. Как Вы думаете, что будет пользоваться большим коммерческим спросом в будущем и почему?
Дмитрий Скоринко: Я бы выделил больше «лагерей».
Первый лагерь — это, конечно, летающие дроны, хотя даже разработки в этой сфере сейчас можно разделить на легкие дроны, покрывающие небольшие расстояния и несущие небольшой груз, и тяжелые, способные перевозить достаточно большие контейнеры.
Если их объединить, то проблемы у них одни и те же. Во-первых, они опасны: сейчас нет никаких предпосылок, чтобы дроны для доставки были разрешены в крупных городах, да и с мелкими большие проблемы. Во-вторых, легкие дроны могут нести только небольшой груз. Условно говоря, если ты заказал бритву на Amazon, легкий дрон еще сможет привезти коробку, но доставку коробки с ноутбуком он уже не осилит. В-третьих, дронам требуются посадочные площадки и достаточно большие. Просто так залететь на балкон и оставить посылку в совершенно любом месте дрон не сможет. Ну и в-четвертых, дроны очень шумные. И чем больше дрон, тем больше шума он производит. Если вы никогда не слышали, как взлетает приличный дрон — найдите в интернете видео и послушайте. Даже отбросив другие проблемы, в городской среде такие машины не применимы.
Второй лагерь роботов для доставки — это автономные автомобили или роботы, размером с автомобиль, которые передвигаются по автодорогам. Такая машинка приедет в ваш район или даже подъедет к вашему дому, припаркуется и будет ждать, пока человек не подойдет и не возьмет посылку из специального ящика. Фактически это продолжение идеи ящиков для посылок, которые сейчас устанавливают в супермаркетах и на улицах, но теперь они на колесах. Такой вариант робота также не автоматизирует доставку полностью.
Ну и третий лагерь — это роботы, передвигающиеся по пешеходным зонам. По мне так это самый интересный случай, т. к. предполагает очень много различных вызовов для человечества. Технологии будут полностью готовы для этого через 2-3 года, но готовы ли люди к этому? Как мы будем сосуществовать? Как изменятся наши города, когда они будут полны автономных роботов? Как мы будем коммуницировать? Когда люди привыкнут к ним, и везде ли это случится? Так или иначе, это направление считается всеми крайне перспективным. Нам известно по крайней мере о 20 проектах таких наземных роботов по всему миру только для доставки. Еще есть роботы-охранники, роботы для уборки и т.п. В этом достаточно заполненном конкурентном пространстве мы выделяемся свои уникальным подходом и специализированной нишей и надеемся занять свой достаточно большой кусок рынка.
Robogeek.ru: Говоря о безопасности доставки с помощью беспилотника, вызывает опасения такой сценарий, в котором некие «хулиганы» в закоулке разберут робота на запчасти и заберут посылку. На такой случай у роботов предусмотрена система безопасности?
Дмитрий Скоринко: Сейчас еще рано говорить о какой-то специально встроенной системе безопасности, но она конечно же будет, и будет намного более технически продвинутой, чем, например, в автомобилях или скутерах. Наземный робот будет в буквальном смысле напичкан сенсорами и в случае необходимости сможет как записать все происходящее вокруг, так и отслеживать свое местоположение множеством различных способов. Рано или поздно такие роботы станут нормой, и случаи вандализма будут не чаще, чем с автомобилями, припаркованными вдоль дороги. Но все же лучше начинать развертывание таких систем с благоприятных районов.
Robogeek.ru: Какие планы на разработку в будущем, когда завершится краудфандинговая кампания? Какой будет следующий шаг?
Дмитрий Скоринко: Сейчас у нас главный приоритет — это собрать деньги на прототип и построить его до конца года. В этом нам поможет как краудфандинговая кампания, так и различные системы поддержки инновационных проектов от Евросоюза. Потом мы планируем новый раунд инвестиций, чтобы уже вплотную заняться автономной навигационной системой, то есть будем делать нашего робота по-настоящему умным.
Robogeek.ru: И напоследок дайте пару советов тем людям, которые только раздумывают начать свой технологический бизнес. Что стоит делать, а что нет?
Дмитрий Скоринко: Исходя из своего опыта, могу сказать, что совсем необязательно прыгать в омут и делать свою компанию с самого начала. Можно очень многому научиться, если пойти работать в стартап, особенно на раннем этапе. Потом можно стать уже со-основателем другого проекта, а потом уже и запустить что-то свое. Очень многому в предпринимательстве можно научиться, наблюдая за другими людьми, и мне кажется это обычно недооценено.
Кстати каждый, кто понимает, что за роботами будущее и хочет помочь нам в осуществлении нашей мечты, может сделать это, инвестируя в нашу краудфандинг кампанию на сайте. Всем Welcome.
Robogeek.ru: Дмитрий, спасибо большое Вам за ответы! Желаем успешного развития компании и разработки и достижения поставленных целей!
Комментарии
(0) Добавить комментарий