Консалтинговая группа "Текарт" - центр компетенции "Робототехника".

Подробнее...
Основное меню
Категории новостей

Интервью

02.10.2019

Логотип

Блиц-опрос: IT c пеленок. Как вырастить из ребенка будущего стартапера

Современная экономика вынуждает родителей задумываться о будущем детей с раннего возраста. На что сделать упор? На технологии и робототехнику!

Эксперты образовательной конференции EdCrunch 2019, которая стартует в начале октября, рассказали нам, как научить детей программировать в игровой форме, как зарабатывают свой первый миллион в 9 лет и как родителям правильно инвестировать в их любознательный «стартап».

Robogeek: С чего начинается обучение программированию? В каком возрасте ребенка пора посвящать в азы IT?

Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор школы программирования «Алгоритмика»: Прививать любовь к программированию и робототехнике с пеленок не обязательно, это не самоцель. А вот прививать интерес к творчеству, любознательности, к поиску новых открытий и экспериментам еще как нужно. Как и развивать  в ребенке системное и логическое мышление. И тут программирование и робототехника могут послужить хорошими инструментами, ведь они влюбляют детей в процесс учебы и познания и помогают осваивать навыки XXI века.

Курсы для дошкольников направлены на развитие логики, умение структурировать информацию, раскладывать по полочкам. На это мы делаем упор в «Алгоритмике»: у нас есть курс для детей от 5 лет по программированию  (Основы логики и программирования). Младшие школьники на нашем курсе “Креативное программирование” уже занимаются проектной деятельностью, работают в командах, придумывают идеи мультфильмов и игр. Это развивает креативность и другие мягкие компетенции. 

Максим Волошин, руководитель образовательной платформы «Кодвардс», директор по развитию RedMadRobot: В 5 лет начинать не рано, уже пора тренировать логику, базовое системное мышление. Определенные когнитивные функции у ребенка развиваются чуть позже, но ничто не мешает уже на этом этапе закладывать основные конструкции, базовые причинно-следственные связи, и программирование тут является хорошим тренажером. Но программа должна быть адаптирована для детей: красочные истории, интересные сценарии. В «Кодвардсе» есть несколько экспериментальных групп для детей 6-7 лет.

Дарья Абрамова, генеральный директор школы цифрового творчества «Кодабра»: Как и в любой сфере, у программирования нет требований, с какого возраста ребенок должен изучать предмет. Все индивидуально, нужно пробовать, и лучше начинать как можно раньше. Для маленьких детей, с 3 лет, есть развивающие игры, где нужно выставлять кубики, чтобы робот дошел куда-нибудь. Это детская игрушка, где достаточно нажимать на кнопки. Ребенок не учится программировать, но развивает логику и понимает, как правильно расставить команды. С 4 лет есть разные приложения для мобильного телефона и планшета, где с помощью визуальных блоков ребенок выстраивает картинку и создает простую программу — игру-квест. Начиная с 6 лет это еще блоковое программирование, но уже за компьютером, а с 8 лет ребенок пробует языки программирования и начинает писать на Python. Если ребенок научился базовым вещам в 3-4 года, потом ему гораздо легче понимать, как работают команды.

Павел Фролов, руководитель проектов РОББО и Scratchduino: В «РОББО Клубе» мы обучаем детей с 5 лет. Наш главный конкурент — компьютерные и телефонные игры типа Minecraft. Ребенок подсаживается на них к 12 годам, так что нам надо перехватить его заранее и привить любовь к труду, научить его делать осознанный выбор, в том числе и в профессии. После 12 лет с этим уже большие проблемы: все, чего хотят от жизни дети в этом возрасте - чтобы их оставили в покое, желательно с хорошим вай-фаем, и не мешали играться в телефон.

Мы обучаем детей, которые еще не умеют читать, с помощью системы «РОББО Junior». Ребенок учится программировать, собирая из иконок, как разноцветный пазл. Можно собрать виртуальную сказку на экране либо запрограммировать робота, который станет героем сказки, срежиссированной ребенком в реальности. 

В системе «РОББО Scratch» дети, которые научились читать, создают программы на родном языке. С 7 лет дети уверенно с этим справляются и одной кнопкой могут перевести программу на любой другой язык. Так как большинство отраслевых языков программирования написано по-английски, детям параллельно приходится осваивать этот язык.

Следующий этап — программирование в системе Ardublock, которая позволяет собирать программы в виде разноцветных блоков, трансформирующихся в текстовый код на C. Ребенок понимает, что программы быстрее собирать в виде текстов, чем из блоков. Так осуществляется переход от детского, блочного программирования ко взрослому на языке С. В нашей методике на всех этапах есть роботы-исполнители, что повышает мотивацию детей, когда они видят, что не какой-то экранный персонаж подчиняется их командам, а настоящий робот.

Robogeek: Где учиться программированию подростку? И как родителям, которые ничего не понимают в технологиях, выбрать правильный учебный курс?

Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор школы программирования «Алгоритмика»: В 15 лет ребенок вполне может участвовать во взрослых международных конкурсах программирования. Если он хочет поучиться, есть онлайн-курсы Steppic и его ответвление Hyperskill, Coursera. Там можно найти сообщество людей, которые учатся, хороший контент, форумы для обсуждения.

Мы живем в эпоху интерактивных учебников, когда онлайн-курсы намного круче, чем книжки. И особенно важна практика, желательно в команде, с друзьями, под руководством преподавателя, который может объяснить. Еще советую найти знакомого разработчика, общаться с ним, попросить его быть ментором, чтобы он давал задачки, приближенные к реальности.

В “Алгоритмике” подросток может учиться программированию на Python. Мы считаем важным, что наши ученики не просто пишут код, но и сами разрабатывают свой проект от идеи до презентации перед аудиторией. При этом уровень сложности проектов благодаря нашей IT-платформе адаптируется под ученика. 

Родителям я бы посоветовал поближе познакомиться с каждой школой и поспрашивать про методологию. Важно, чтобы методисты уделяли большое внимание качеству контента. Конечно, имеет смысл почитать про школу - насколько она известна на рынке, какие о ней отзывы. 

Максим Волошин, руководитель образовательной платформы «Кодвардс», директор по развитию RedMadRobot: Неплохо бы использовать все каналы, фильмы, сериалы, игры, которые вовлекают ребенка в процесс, вселяя уверенность, что он уже может что-то создавать. Например, когда подросток пишет собственную игру, он задействует навыки программирования, работы в команде, планирования. Сейчас много курсов позволяют это делать. 

Вся научная фантастика также развивает креативность: Азимов, Лукьяненко, Хайнлайн. Николай Горькавый с его серией для подростков «Астровитянка» — это как Алиса Селезнева, только технологичная.

Если говорить про курсы, то нужно обращать внимание на отзывы, сколько эти курсы уже существуют на рынке, какую репутацию они завоевали, с какими компаниями сотрудничают. «Кодвардс» — продукт для общеобразовательных школ, уроки с этой программой уже становятся любимыми, так как кардинально отличаются от других уроков.

Дарья Абрамова, генеральный директор школы цифрового творчества «Кодабра»: Если есть интерес, ребенок может учиться программированию дома. Есть масса детских книг из разряда «Программирование на Python» в издательствах МиФ, Альпина, Бомбора. Это не теория, как в школе — в них каждая глава посвящена созданию какой-то игры, мультика. В разных главах изучаешь какой-то из аспектов программирования и вдохновляешься на создание своего проекта.

Для взрослых детей есть платные приложения по изучению программирования. Первые несколько блоков могут быть бесплатными. КодКомбат — компьютерная игра, где персонаж должен пройти квест: открыть сундук, достать ключ, побороться с противником. Но чтобы персонаж все это делал, ты должен писать команды на JavaScript, ты не можешь управлять героем кнопками на клавиатуре. Так ребята постепенно учат язык.

У нас в «Кодабре» есть проект «Колабра», где дети работают в командах над собственным проектом. Для участия необязательно даже учиться в «Кодабре», а можно найти ребят по скиллам в рамках интернет-платформы. Мы стараемся для каждого курса выделить в описании те интересы, которые соответствуют программе этого курса. Каждый курс полезен, но вопрос, насколько он заинтересует конкретного ребенка. Мы сразу пишем: «Этот курс для детей, которые любят играть и хотят создать свою игру», а вот тот «курс для тех, кто уже сделал первые шаги в программировании и мечтает о работе в Яндексе или Google». А этот курс «для творческих ребят, которые любят креативить». Без технических знаний можно понять, что подойдет вашему ребенку.

Когда родители приходят на презентацию работ детей, они не понимают до 70% слов, которые говорят дети. Их это не смущает. Главное, понять: да, это нравится ребенку, да, это полезно. Важно навыки привязывать и к школьным дисциплинам. На курсе по созданию игр ребенок понимает, как математика помогает в реальной жизни.  

Павел Фролов, руководитель проектов РОББО и Scratchduino: Методика РОББО включает в себя пять направлений — это основные компетенции, которые нужны инженерам-инноваторам будущего:

  1. креативное программирование;
  2. схемотехника и микроэлектроника;
  3. мобильная робототехника;
  4. интернет вещей и умный дом;
  5. 3D-прототипирование и 3D-печать.

Детей от 5 до 15 лет мы по спирали, от простого к сложному, каждый год повторяя эти пять тем, но все более усложняя, проводим по лестнице из четырех ступенек. На первой ступеньке этой лестницы мы играем в технологии, на второй — изучаем, как эти технологии работают, на третьей — как сделать копию технологии. Поскольку мы принципиально работаем только с open-source-продуктами, лицензия позволяет изучить, как программа работает, и сделать копию.

На четвертой ступеньке мы переводим ребенка в позицию творца, когда он умеет работать как в индивидуальном режиме, так и в команде, умеет изобретать новые технологии. С 15 лет можно создавать стартапы. Особо одаренные и в 12 лет способны создать стартап и изменить мир. Наша задача — перевести ребенка из потребителя технологий в их создателя. Когда ребенок дошел до четвертого этапа, начинаются хакатоны, творческие олимпиады, задания от представителей индустрии. На четвертом году обучения, даже в 9 лет, дети вполне могут работать и зарабатывать немаленькие деньги. Таких одаренных детей мы берем на работу к себе.

Robogeek: Нужно ли программисту высшее образование?

Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор школы программирования «Алгоритмика»: Высшее образование точно будет меняться. Знания можно будет получать в онлайне и буткемпах. Но университеты сами по себе важны в социальном плане: это возможность погрузиться в среду людей, которые в чем-то разбираются и получить набор знаний и навыков, которые в жизни нужны. Ближайшие 5-10 лет точно не стоит вопрос об исчезновении университетов. Я бы выбирал исходя из имени, из рейтингов трудоустройства по тем специальностям, которые сам ребенок выберет.

Максим Волошин, руководитель образовательной платформы «Кодвардс», директор по развитию RedMadRobot: Когда мы говорим про школы и про вузы, здесь основное не то, что они дают содержательно, а базовые навыки системного мышления, которые позволяют дальше заниматься чем угодно. Когда ребенок осваивает материал сам, его прогресс зависит от таланта и способностей учиться. Обычному ребенку и для развития, и для социализации в обществе, нужны навыки работы в группе. Поэтому лучше ходить на курсы и добирать дополнительные навыки самообразованием. Университет для этого необязателен, базовую подготовку можно получить и в школе или на курсах. 

Сейчас есть и лагеря, и онлайн-курсы, и такие сервисы, которые обучают в игровой форме, как Cod Combat, где ты учишься Python и JavaScript, программируя игру.

Дарья Абрамова, генеральный директор школы цифрового творчества «Кодабра»: Те ребята, которые учатся программировать с 10 лет, пробуют разные продукты, языки и присматриваются. Через какое-то время, где-то в 13-14 лет, они сами приходят к выбору профессии, где им не хватает фундаментальных знаний. Они четко понимают, какой университет им нужен.

Нужно ли образование всем? На мой взгляд, нет. Среди моих друзей масса программистов, у которых высшего образования нет, и получать его они не планируют. Ребят, которые умеют работать в команде, имеют скиллы, компании готовы брать на работу чуть ли не с 17 лет. Это здорово, что нет такого ажиотажа по поводу высшего образования. Классно, когда дети сами понимают, нужно ли им высшее образование, когда они уже многое попробовали и понимают, какие именно знания им нужны.

Я бы давала ребенку побольше свободы: посмотреть, путешествовать, ходить на экскурсии в разные компании, общаться с разработчиками, стартаперами, чтобы до 18 лет ребенок сам мог принять решение. Даже если в 18 лет он не пойдет в вуз, у него останется такая возможность до 30 лет. И от этого будет больше пользы. 

Павел Фролов, руководитель проектов РОББО и Scratchduino: Люди, которые идут по стезе инженера или IT-разработчика, могут вполне зарабатывать уже на школьной скамье. В мире сейчас более пяти тысяч долларовых миллионеров — школьников. Эти школьники в большинстве случаев заработали свое состояние в области IT. Уже в школе ребенок способен открыть стартап и заработать миллион долларов и больше. Не нужно ждать и получать образование.

Сейчас в обществе популярен другой сценарий: ты должен хорошо учиться, чтобы закончить школу и поступить в хороший вуз. Когда ты его окончишь, у тебя будет хорошая работа, которая принесет тебе пенсию и обеспеченную старость. Но у него есть недостатки: она не развивает предпринимательское мышление, которое вообще не предполагает устройства на работу. Если хочется воспитать работника и отправить его конкурировать с роботами, нужно, чтобы ребенок хорошо учился в школе, потом в институте и нашел хорошую работу. А если хочется вырастить предпринимателя или самозанятого или инвестора, траектория обучения должна быть совсем другой.

Я не умаляю ценность хорошего вуза, Физтеха или Политеха питерского и других хороших вузов. В то же время ценность индивидуальных онлайн-курсов не меньше. Есть такой проект «Университет 2035», который и свои курсы выпускает, и аккумулирует имеющиеся в интернете курсы, предлагая персонифицированную траекторию обучения, он вполне позволяет обойтись без поступления в вуз, чтобы получить соответствующие знания. Но есть нюанс: учиться трудно, а учиться в онлайне трудно вдвойне — проблема с мотивацией. Вуз как общественный институт позволяет низкомотивированным людям завершить образование, потому что там есть механизмы принуждения. И плюс он является важным элементом социальных связей, нетворкинга, который позволяет человеку познакомиться с теми людьми, с которыми он дальше по жизни будет идти, собрать команду, чтобы делать стартап.

Robogeek: Какие направления в IT самые перспективные? На что рассчитывать родителям, чьи дети делают первые шаги в программировании? Не заменят ли айтишников роботы?

Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор школы программирования «Алгоритмика»: Я бы советовал начинать с языков JavaScript и Python,они простые в освоении и универсальные, помогут в широком спектре того, что сейчас происходит. Про профессии сейчас говорить невозможно, потому что они изменятся. Новые профессии появляются каждый день, а старые умирают. В этом смысле важно развивать в себе навыки и в какой-то момент вы точно поймете, куда бежать. Если ты учишься на разработчика, ты найдешь себе работу в будущем.

Максим Волошин, руководитель образовательной платформы «Кодвардс», директор по развитию RedMadRobot: Мобильная разработка — самое перспективное направление. В ней много областей, много разработок под IOS и Android, это суперэкосистема, где существуют разные инструменты для разработчиков, проводятся конференции, эта сфера поддерживается, и рынок растет. Причем зайти на него очень просто, хотя под капотом могут быть довольно сложные структуры и системы. Все сейчас говорят про искусственный интеллект и data-science, но это вопрос оболочки тех же мобильных приложений. Второй востребованный рынок — это как раз ИИ, машинное обучение, которое со временем никуда не денется.

Дарья Абрамова, генеральный директор школы цифрового творчества «Кодабра»: Есть мнение, что сейчас всех заменят роботы, тогда зачем обучать людей программировать? А есть мнение, что за программированием — будущее. Наша задача — не сделать из детей таких программистов, которые будут решать механические задачи, а научить ребят пользоваться цифровыми инструментами и объяснить, как работает IT, чтобы решать глобальные задачи.

Неважно, будут ли дети программистами, — они научатся применять цифровые инструменты в своей сфере и смогут с миром общаться на его языке. Обучение языкам программирования сейчас так же важно, как когда-то было изучение английского. IT нужен, чтобы менять профессию, область, город, страну и везде чувствовать себя свободно, комфортно, потому что везде ты найдешь работу и тебе будет достаточно навыков. Поэтому профессия не так важна, уже появился тренд на то, что у людей не будет одной карьеры, и за жизнь мы будем менять несколько профессий. Нейронные сети — тоже перспективное направление. Искусственный интеллект еще никто не создал. Тут мы еще лет 10-15 будем копать.

Павел Фролов, руководитель проектов РОББО и Scratchduino: Сейчас явно видно, как сокращается число рабочих мест, связанных с монотонной работой. Эти места занимают либо роботы, либо компьютерные программы. В качестве примера можно привести Сбербанк, который уволил три тысячи юристов и заменил их компьютерной программой.

С другой стороны, центр робототехники Сбербанка — одна из крупнейших робототехнических организаций России. Сбербанк огромные ресурсы вкладывает в робототехнику в разных отраслях. Программирование — монотонная деятельность, она поддается автоматизации. Более перспективна связь аппаратного и программного обеспечения, которые выполняют какую-то работу для человека. Например, робот-чемодан: в него встроена камера, которая следит за хозяином и возит его груз. Руки свободны, чемодан за тобой едет — технологии начали приносить реальную пользу человеку: робот-пылесос, робот-посудомойка, робот-стиральная машина, стекломой. В одном шаге мы от появления робота, который будет управлять автомобилями, самолетами, кораблями.

О перспективах развития IТ-технологий, тенденциях в современном образовании будут говорить на конференции EdCrunch 2019, которая пройдет 1-2 октября в Москве.

Теги: #EdCrunch

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован



Новые комментарии

Перспективы производства промышленных роботов в России
Мария
28.08.2024
08:13:38
Здраствуйте - можно ли узнать по поводу ультразвуковых датчиков мне для протезирования руки
Бесплатная мастерская для школьников и студентов
Гость
01.08.2024
06:19:40
Хорошая инициатива!