Консалтинговая группа "Текарт" - центр компетенции "Робототехника".

Подробнее...
Основное меню
Категории новостей

Интервью

03.02.2021

Логотип

Антон Ларсен (Skymec): Мы видим, что сейчас промышленные дроны так или иначе развиваются и применяются во всех отраслях

Рынок дронов растет из года в год, предоставляя новый опыт не только любителям развлечений, но и предлагая многим компаниям новые возможности в решении поставленных задач.

Про рынок промышленных беспилотников нам рассказал Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений компании Skymec.

Robogeek: Расскажите, чем промышленный дрон отличается от любительского? Сложнее ли его эксплуатировать по сравнению с беспилотниками для развлечений?

Антон Ларсен: Проще всего объяснить разницу между потребительскими и промышленными дронами на примере автомобилей. Скажем, есть легковая машина, на которой человек может проехать из точки А в точку Б. И есть более крупные, грузовые авто – самосвалы, бетономешалки, которые выполняют совершенно другие функции и служат разным индустриям. С дронами все то же самое.

Есть обычные потребительские дроны, которые доступны рядовым пользователям. Как правило их используют для любительской и профессиональной съемки. Но есть промышленные беспилотники с более широким функционалом – их время эксплуатации значительно выше. Помимо этого, они оснащены современными технологиями – например, тепловизионными и инфракрасными камерами высокой четкости, GPS-датчиками, модулями RTK, цифровым зумом и др. Класс надежности таких устройств значительно выше потребительских – они более износостойкие и способны выдерживать высокие температуры и неблагоприятные климатические условия. Такие дроны применяются крупными промышленными предприятиями для мониторинга и инспекции стратегических объектов, ликвидации последствий ЧС, пожаротушения, поисково-спасательных операций, охраны правопорядка и окружающей среды.

Robogeek: В каких отраслях промышленности дроны сейчас активно эксплуатируются? Какие задачи они решают?

Антон Ларсен: Наша компания на рынке уже давно, и мы видим, что сейчас промышленные дроны так или иначе развиваются и применяются во всех отраслях. Но все же в ряде отраслей есть наиболее яркие кейсы.

В 2020 российский рынок заметно перестроился. В рассвет пришел сегмент БПЛА. Например, наша компания показала рост примерно на 50%. Однако мы более отчетливо увидели, что многие промышленные компании пока не готовы к внедрению беспилотных решений. Так, мы тратим 60% нашего времени на обучение представителей рынка. Бизнесу необходимо понимать, что дроны – это не роботы из фантастических фильмов. Сейчас эти устройства – полноценный инструмент, который решает ряд задач с максимальной точностью и существенно экономит деньги бизнеса.

Яркий пример – их применение для геодезических и маркшейдерских работ. Там необходимо достаточно быстро строить трехмерные модели различных объектов. Промышленные дроны способны за считанные часы облететь все здания и предоставить специалистам качественные материалы для дальнейших исследований.

Также дроны применяются для работы на горно-обогатительных комбинатах. Допустим, предприятию необходимо рассчитать объем добычи и сравнить с объемом, вывезенным техникой. Для этого достаточно построить на карте план полета, загрузить его в дрон и нажать кнопку. Когда съемка завершится, данные будут автоматически загружены в специальный софт, который рассчитает все параметры с точностью до 2 см. Если добавить к этому процессу тепловизионную камеру, то можно будет проводить инспекцию объектов на предмет теплопотерь зданий, теплосетей и трубопроводов с безопасного расстояния, не останавливая производственный процесс. И это только малая часть того, как можно модернизировать производство с помощью дронов.

Другой пример производственного применения дронов – работа с высоковольтными линиями электропередач. Инспектирование таких сооружений – задача, сопряженная с множеством рисков. При чем как для бригады и работников, так и для близлежащей природной зоны. До каждой опоры надо доехать, подняться на нее и провести визуальную инспекцию. Использование БПЛА в таких работах заметно снизит уровень риска. С помощью дрона, находясь на безопасном расстоянии, можно с высокой четкостью увидеть детальное состояние всех узловых соединений. И уже на основании полученных данных принимать решение о ремонте. Таким же образом можно решать задачи по обнаружению коронных разрядов или расчету провисания проводов.

Robogeek: На вашем сайте представлены модели DJI и SenseFly, а российские отсутствуют. Почему так получилось? Как вы оцениваете российские разработки, есть ли у них коммерческий потенциал?

Антон Ларсен: На российском рынке беспилотники чаще всего применяются в оборонной промышленности (около 60% всех БПЛА). Разработками БПЛА для этой отрасли в России занимаются компании «Калашников», Geoscan, ZALA и др. Решения такого класса обладают рядом особенных характеристик – они должны быть прочными, надежными, безопасными, а также устойчивыми к различным радиационным и радиоэлектронным воздействиям.

Если мы говорим про коммерческое применение дронов, то российские разработки менее выгодны в соотношении «цена – качество – дальнейшее обслуживание». Дело в том, что просто продать заказчику индустриальный беспилотник и его систему недостаточно. Поставщику решения также необходимо оказывать дальнейшее обслуживание, в том числе гарантийное и сервисное. Поэтому бизнес активнее смотрит на разработки лидеров рынка, сильнейших брендов, таких как DJI и SenseFly. На рынке дронов они занимают около 80% и предоставляют весь спектр обслуживания. Но я уверен, что в России есть все ресурсы, чтобы делать хорошие разработки в этой области.

Robogeek: Расскажите о кейсах, которыми гордится ваша компания?

Антон Ларсен: Пожалуй, самый яркий кейс для нас – это совместный проект с «Российскими железными дорогами» (РЖД) под названием «сервисные поезда». В рамках него дроны использовались для инспекции поездов в местах чрезвычайных ситуаций. Во время них беспилотникам необходимо оценить масштаб катастрофы и передать всю информацию в оперативный штаб, который принимает дальнейшие меры. Например, в 2020 году в Мурманске обрушился железнодорожный мост. Тогда с помощью дрона РЖД смогли быстро оценить ущерб катастрофы и составить дальнейший план действий по оперативной ликвидации ее последствий.

Robogeek: Какая модель использования промышленных дронов сейчас наиболее востребована – в виде аутсорс-услуги или покупка беспилотников и организация собственной службы их эксплуатации?

Антон Ларсен: Покупка дронов более востребована в потребительском сегменте (70%). Но если частное лицо приобретает беспилотник, то его ждет ряд трудностей. Например, в России есть определенный перечень норм регулирования, который ограничивает использование таких устройств. В том числе это касается их сдачи в аренду и оказания коммерческих услуг. Как это часто бывает, законодательная база не всегда успевает за прогрессом.

Более того, когда человек производит видеозапись, аудиозапись или лидарную съемку с дронов, ему необходимо предоставить полученные материалы в Федеральную Службу Безопасности (ФСБ). Она отсматривает контент на наличие там съемки секретных правительственных объектов. Как правило, заявка рассматривается в течение одного месяца. Если решение будет положительным, то владелец дрона сможет спокойно использовать результаты съемки.

На рынке промышленных дронов продажей все не ограничивается. Заказчику также необходимо получать от поставщика услуги технической и сервисной поддержки, для которых нужны определенные компетенции. Именно такие задачи берет на себя Skymec. Мы выступаем своего рода интеграторами беспилотных решений, то есть предоставляем клиенту весь программно-аппаратный комплекс, включающий в себя дроны, камеры, специальный софт для обработки данных и обучение заказчиков пилотированию БПЛА. У нас есть специальная лицензия на образовательную деятельность, поэтому наши заказчики могут пройти курс как в рамках повышения квалификации, так и дополнительного образования. Чаще всего мы разрабатываем программу специально под клиента и задачи его бизнеса. После курсов заказчику выдается документ государственного образца.

Robogeek: Одним из видов деятельности вашей компании является организация занятий по летной подготовке и обучение пилотированию БПЛА. Пользуется ли спросом новая профессия «оператора БЛА», насколько популярна эта услуга по обучению? О каких з/п может идти речь?

Антон Ларсен: В российских вузах получить профессию «оператор БПЛА» пока невозможно. Для этого существует дополнительное профессиональное образование, которое предоставляем мы и компании из нашей отрасли. Если у человека уже есть среднее специальное или высшее образование, то мы можем выдать ему официальный диплом – наша лицензия подтверждена Министерством Образования. В среднем обучение длится минимум 16 часов. Этого хватает, чтобы избавиться от страха полета и начать уверенно управлять устройством.

В первую очередь люди идут учиться на оператора дронов, чтобы полностью раскрыть потенциал и научиться профессионально управлять дорогостоящими промышленными устройствами. Также многие компании отправляют сотрудников учиться, так как государственный диплом подтверждает их квалификацию. По заработной плате разброс довольно большой – от 80 до 100 тыс. рублей и выше.

Robogeek: Поделитесь своими мыслями про будущее этой отрасли.

Антон Ларсен: Рынок дронов динамично развивается с каждым годом. Это связано с растущим аппетитом бизнеса, цифровизацией и новыми технологиями в области электроники. Все это влияет на спрос со стороны рынка и расширение функционала беспилотных устройств. Например, постоянно увеличивается продолжительность полетов, емкость аккумулятора и улучшается качество камер. Уверен, что в будущем дроны станут еще совершеннее, быстрее и надежнее.

Также в индустрию дронов активно проникают инновации. Сейчас бизнес фокусируется на цифровизации. Есть много интересных разработок в области технологий искусственного интеллекта, компьютерного зрения, машинного обучения. В будущем с их помощью дроны смогут быстро получать трехмерное изображение объектов, строить их цифровые модели, делать прогнозы. Благодаря технологиям можно будет быстрее находить людей в темное время суток или при неблагоприятных погодных условиях, ликвидировать последствия ЧС, спасать животных.

Также расширится количество отраслей для применения дронов. Например сейчас, в силу ограничений, в России дроны не могут опрыскивать определенные сельскохозяйственные культуры. Но уверен, что в будущем эта практика будет возможна. Особенно это актуально для обработки труднодоступных мест, где не сможет пройти человек с лейкой или проехать трактор. Эта технология нашла применение в Китае во время пандемии COVID-19, когда дроны использовались для обработки общественных мест с помощью антисептиков.

Robogeek: Антон, благодарим за ответы и желаем успехов в развитии компании и отрасли!

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован



Новые комментарии

Магнитные гусеничные роботы для очистки корпуса судна от продуктов биообрастания
Гость Николай Николаевич
29.12.2023
10:23:08
Очень нравится. Как возможно задействовать в наших водах Азов и Черное море