На базе Центра робототехники МИСиС в рамках национально технологической инициативы при поддержке Минобрнауки России инициирован международный проект по моделированию сценариев поведения и тестированию беспилотных автомобилей - «виртуальный полигон». Это первый в мире ресурс такого уровня, сравнимый по своей сложности с созданием операционной системы.
Экспертами проекта выступят Г.Бхадешиа (профессор университета Кембриджа) и Э.Кроули (профессор Массачусетского Технологического Института). Консорциум разработчиков в проекте возглавляет компания Cognitive Technologies – разработчик искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа. В него входят НИТУ МИСиС, МФТИ, высокотехнологичный кластер - «ОЭЗ «Иннополис» и другие.
Презентация проекта состоялась 13.04.16 г. на специальном совещании в НИТУ МИСиС с участием руководства Минобрнауки России, руководства НТИ, ведущих мировых экспертов, руководства АСИ, AutoNet НТИ, АНО «РВК», высокотехнологичных кластеров «Сколково» и «Иннополис», компаний-разработчиков технологий для беспилотных транспортных средств, крупных транспортных предприятий, ректоров ведущих российских вузов и других.
«Виртуальный полигон» – это набор программных средств, позволяющих разработчикам моделировать сложные, в том числе и критические дорожные ситуации, начиная от движения в плохих погодных условиях и заканчивая ДТП, а также сценарии поведения беспилотников. Значение такого ресурса для отрасли беспилотных автомобилей сложно переоценить. Одной из ключевых проблем современного развития отрасли беспилотных транспортных средств является отсутствие достаточных возможностей для проведения тестирований и отладки наработанного математического аппарата. «Виртуальный полигон» предоставит участникам отрасли уникальную возможность по решению этой проблемы.
По словам председателя координационного совета Международного центра робототехники, президента группы компаний Cognitive Technologies Ольги Усковой: «Представляемый сегодня проект по своей сложности сравним с разработкой операционной системы. Он является одним из крупнейших такого класса в мире как по объему решаемых задач, так по составу участников и по объемам финансирования. Ожидается, что общая сумма вложений в проект составит порядка 150 млн. руб. на ближайшие два года. В нее войдут как бюджетные средства, так и инвестиции коммерческих компаний. Использование виртуальных полигонов позволит в рамках НТИ сэкономить до 1.5 - 2 млрд. рублей, которые пришлось бы потратить на проведение испытаний и моделирование различных дорожных ситуаций в естественных условиях».
По словам профессора Кембриджского университета Гарри Бхадешиа (Великобритания): «Цели данного проекта являются одними из наиболее амбициозными среди международных аналогичных проектов, направленных на создание, управление и интеграцию беспилотных транспортных средств в процесс наземных перевозок. Подход российских коллег является интересным, в частности, в том, что декларирует отказ от избыточных технологий, в то же время, соблюдая требования безопасности в значительном количестве непредсказуемых дорожных ситуаций».
Виртуальные средства разработок беспилотной техники «виртуальные полигоны» - являются одним из новых трендов в мире. На сегодня известны проекты университета Карслруэ (Германия), университета Сан-Диего (США) и другие. В их основе лежат программные средства, позволяющие на обширном отснятом видеоматериале, полученном с видеокамер, установленных на автомобилях прошедших сотни километров по различным дорогам, проводить тестирование и отладку алгоритмов управления беспилотными автомобилями.
В отличие от этих разработок представляемый проект позволит моделировать не только стандартные условия дорожного движения, но и наиболее сложные: движение по неровной дороге (выбоины, ухабы, снежные заносы и т.п.), движение в условиях недостаточной видимости (снег, грязь, темнота и т.п.), что чрезвычайно важно для отработки алгоритмов в так называемых российских условиях. А также экстренные ситуации, неизбежно возникающие на дороге: ДТП, аварии с участием человека и т.д. Более того, «виртуальный полигон» позволит также отработать сценарии поведения беспилотного автомобиля в критических ситуациях, в том числе и когда избежать жертв невозможно и когда искусственный интеллект беспилотника должен принять решение, кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать.
Для этих целей в «Иннополисе» компанией Cognitive Technologies будет создана специальная лаборатория для моделирования и анализа ДТП как с использованием реального видео, так и смоделированного. По словам руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрия Минкина: «Эта работа со стороны в чем-то может напоминать съемку фильма, когда с использованием муляжей, а также иных «киношных» средств, будет проводиться видеосъемка для создания виртуальных аварий и иных критических ситуаций».
Комментарии
(0) Добавить комментарий