Команда инженеров Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе российского ИТ-вуза и научно-производственной компании QRate запустила между беспилотным автомобилем и управляющим центром обработки данных стабильный канал беспроводной передачи данных 4G, защищенный шифрованием на базе OpenVPN с применением квантовых симметричных ключей. В перспективе эту технологию протестируют с сетями 5G.
Беспилотные автомобили наиболее уязвимы во время удалённого обновления программного обеспечения. Сегодня беспилотники защищены обычной классической криптографией, которая не устойчива к атакам с использованием алгоритмов квантового компьютера. Совместная научная группа успешно провела квантово-защищённое обновление программного обеспечения системы автономного управления беспилотного автомобиля, разработанного Лабораторией автономных транспортных систем Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис.
«Беспилотный автомобиль в режиме реального времени публикует свои телеметрические данные о состоянии всех его подсистем в систему мониторинга лаборатории, а также обновляет программные модули при выпуске нового релиза программного обеспечения. Применяемое решение квантового распределения ключей позволяет осуществить туннелирование 4G LTE канала и его шифрование. Квантовая технология генерации ключей шифрования позволяет создавать криптостойкий канал связи и предотвратить несанкционированный просмотр или подмену передаваемых сообщений», — объясняет технический специалист Лаборатории автономных транспортных систем Университета Иннополис Сергей Гребенников.
Квантовое распределение ключей между беспилотным автомобилем и центром обработки данных в момент заправки или зарядки для электромобиля происходит через оптический канал. Команды разработчиков обеспечили безопасную передачу данных в информационных каналах систем беспилотного транспорта в течение нескольких суток автономной работы без подключения к источнику генерации ключей шифрования, благодаря тому, что добились скорости устойчивого распределения ключей 40 Кбит/сек, что позволяет. Тестирование подтвердило, что этого достаточно для противодействия атакам киберпреступников.
«Для масштабирования таких решений необходимо строительство городских квантовых сетей и развитие технологии в направлении миниатюризации блоков системы КРК, более глубокой интеграции в систему автономного управления беспилотного автомобиля, а также работа над стандартизацией информационной безопасности транспортной отрасли с учетом квантовой коммуникации», — говорит технический директор компании QRate Юрий Курочкин.
Специалисты Лаборатории автономных транспортных систем, входящей в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники», разрабатывают собственные технологии автономного вождения как для легкового автотранспорта так и на базе грузового. Беспилотники ИТ-вуза устойчивы к внешним возмущающим факторам — дорожные условия, погода, освещение, участники дорожного движения. 30 тысяч километров — суммарный пробег беспилотных автомобилей университета.
«Сегодня теме функциональной безопасности разрабатываемых нами технологий автономного вождения для беспилотных автомобилей мы придаём первостепенное значение. Важнейшим ее компонентом является кибербезопасность. Это обусловлено тем, что многие из наших решений уже нашли коммерческое предложение, и наши заказчики очень требовательны к вопросам кибербезопасности, целостности данных и сохранению устойчивого развития наших решений. Интеграция систем квантового распределения ключей в наши беспилотные автомобили является одним из ключевых аспектов для удовлетворения все возрастающих требований в будущем», — добавил руководитель Лаборатории автономных транспортных систем Университета Иннополис Салимжан Гафуров.
Комментарии
(0) Добавить комментарий