Консалтинговая группа "Текарт" - центр компетенции "Робототехника".

Подробнее...
Основное меню
Категории новостей
Логотип

Беспилотный Камаз Университета Иннополис с комплексом аэроразведки маршрута проехал 3 000 километров в городе

Российский беспилотный большегруз по 5 часов в день тренируется безопасному движению в городских условиях и 20 раз в секунду составляет 2 048 траекторий. Автомобиль может передвигаться по бездорожью без точных карт, получая информацию о маршруте с собственного беспилотного летательного аппарата.

Специалисты Лаборатории автономных транспортных систем, которая входит в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис, начали разработку грузового роботизированного автомобиля с модулем аэроразведки в 2018 году. За это время эксперты создали новые алгоритмы управления большегрузными автомобилями, систему локализации, не требующую предустановленных точных цифровых карт, и новый человеко-машинный интерфейс, облегчающий взаимодействие пассажиров с беспилотным автомобилем.

«Мы создали свой набор алгоритмов, подход к распознаванию и классификации объектов и прокладыванию маршрутов. Наша система управления генерирует 2048 траекторий на 6,4 секунды вперёд каждые 0,05 секунды. При этом она учитывает статические и динамические препятствия, окружающие транспортное средство в диапазоне 360 градусов на расстоянии 220 м. Таким образом можно утверждать, что в отличие от человека такой большегрузный автомобиль всё видит и планирует движение, принимая во внимание все факторы», — объясняет руководитель Лаборатории автономных транспортных систем Салимжан Гафуров.

Во время научных исследований специалисты ИТ-вуза разработали математические модели основных модулей системы, сформировали облик и конструкцию быстросъёмного модуля с аэроразведкой. Эксперты выяснили, что навигация в условиях бездорожья может быть проведена без помощи точных карт, для этого можно использовать только передний лидар и работать на картах, которые предоставляет БПЛА. «Сотрудники нашей лаборатории в рамках данного проекта разработали и изготовили платформу аэроразведки. Беспилотный летательный аппарат может вертикально взлетать и садиться на эту платформу, там же он хранится и заряжается. Платформа располагается в кузове и позволяет функционировать БПЛА в температурном режиме от -40 до +60 градусов. Дрон проводит аэроразведку и сообщает дорожную ситуацию беспилотному автомобилю, на основе этой информации Камаз и строит траектории», — говорит руководитель Лаборатории автономных транспортных систем.

Учёные провели эксперименты и получили результаты, которые полностью обеспечивают соответствие серийного грузового автомобиля с автоматической коробкой передач третьему уровню по классификации систем помощи водителю ADAS. Под данным соответствием подразумевается условная автоматизация, когда от водителя не требуется мгновенная реакция на возникающие при движении ситуации: он должен быть готов вмешаться в течение какого-то ограниченного времени. По словам разработчиков, нет чёткого требования по этому времени вмешательства человека, это зависит от сценария, потому что вождение по дворам требует большей внимательности, чем по автомагистрали.

Салимжан Гафуров: «Именно поэтому мы пока не планируем тестирование Камаза на трассах, тем более это вещь не новая — тестирование на дальних расстояниях показала компания Mercedes ещё в 1994 году, а позднее и другие компании. Наиболее сложная задача для большегрузных автомобилей и одновременно наименее изученная — навигация в городе. И мы сфокусированы именно на этой задаче, сейчас автомобиль введён в опытную эксплуатацию и проходит тестирование на дорогах Иннополиса и уже прошёл 3 тысячи километров».

Перед выездом на реальные дороги разработчики тестируют систему на собственном симуляторе. Innopolis Simulator отрабатывает различные сценарии на дороге, имитирует движение трафика и пешеходов и их обнаружение, моделирует все необходимые датчики и сенсоры — радар, лидар, камеры, GPS, IMU. «Программный комплекс помогает избежать критических ошибок проектирования, исправить их на ранних этапах, проводить больше испытаний прототипа и сэкономить на натурных испытаниях», — пояснил инженер-исследователь Лаборатории автономных транспортных средств Сергей Копылов.

Специалисты Университета Иннополис считают, что не смотря на то, что беспилотный автомобиль готов к использованию в реальной жизни, а технология находится на высоком уровне готовности и отлично себя зарекомендовала, есть сдерживающие факторы юридического характера. «До сих пор не определены ответы на ключевые вопросы в области ответственности, страхования, внедрения в большие города, инфраструктуры. Пока мы их не решим, сложно сказать, когда мы увидим этот автомобиль в эксплуатации», — объяснил руководитель Лаборатории автономных транспортных систем Салимжан Гафуров.

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован



Новые комментарии

Магнитные гусеничные роботы для очистки корпуса судна от продуктов биообрастания
Гость Николай Николаевич
29.12.2023
10:23:08
Очень нравится. Как возможно задействовать в наших водах Азов и Черное море