Дорогие друзья! Мы рады представить вам нашего нового автора в разделе авторских колонок - Skalli Skart, которая расскажет Вам о мире «интернет вещей». Интернет пестрит статьями на тему «умных вещей», в которых технически подкованные специалисты мастерски жонглируют терминами «интернет вещей», «умный дом», «IoT»...
ЦМИТы, студии и кружки в школах готовят из детей юных повелителей «умных» объектов и учат их творить собственные системы на готовых примерах. Я решила помочь тем, кто еще не вошел в двери системной инженерии, но уже топчется на пороге волшебных открытий, не решаясь войти (а вдруг датчик движения не сработает ;-).
Я попробую рассказать вам, как простой обыватель, что такое «интернет вещей», как не запутаться в «умном доме», и вы поймете, какой смысл в наборах, которые продаются за большую цену и обещают бонусное получение умений и навыков по этим самым «вещам».
Начнем с начала.
«Умный дом» - это замкнутая система, организм, состоящий из мозга-контроллера и датчиков, который любой человек может настроить под свои цели.
Хочет, например, человек, чтобы его встречала горячая ванна – пожалуйста! Запрограммировал, и ванна начнет наполняться по звонку с работы.
Поставил датчик на крышу дома и на окна, связал их между собой специальным кодом (это уже более продвинутая стадия), и при первых каплях на крышу вашего дома датчик даст сигнал окнам, и они закроются, чтобы занавески не намокли.
Как вы уже поняли, телефон в данном случае является своеобразным пультом управления всеми возможностями (читай, датчиками) «умного дома».
Сигнализация, освещение, видео и аудиосистемы, мультиварки будут слушаться вас по звонку, смс или голосовому сообщению.
Хотите посмотреть за домом внутри и снаружи, греясь в лучах солнца на пляже другой страны? Получите изображение с камер прямо на телефон.
Умный дом позволит вам проследить, сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером, проконтролировать, постирала ли машинка белье и отключилась ли, узнать, кто приходил к вам домой, и осуществить другие услуги.
С «интернетом вещей» немного сложнее.
Интернет вещей (Internet of things, IoT) – это много отдельных систем с датчиками (например, умный дом, умная теплица, умный гараж и другие «умности»), которые через сеть (интернет) общаются друг с другом с помощью облачного интерфейса и могут обмениваться информацией и даже продуцировать «собственные решения», выраженные в какой-то команде, отправленной другой системе.
Объясню на примере: допустим, у вас есть умный тостер с интернетом, который собирает информацию о суточном потреблении вами углеводов. У вас также есть такая система, как умный браслет, контролирующий показатели вашего здоровья и активности. А теперь представим: в конце дня тостер, связавшись с браслетом и получив от него информацию о вашей активности за день и показателях здоровья, свяжется с программой вашего лечащего врача и сбросит собранные за день данные. И вот в конце месяца вы получите на свой компьютер (тоже связанный с вашими системами) рекомендации от врача по питанию и ЗОЖ. Здорово?)).
А теперь самое интересное.
Всем этим непонятным вещам можно научить.
Эта область – фантастическое пространство, позволяющее соединить технические умения, творческие идеи и интеллектуальное развитие (что для каждой мамы чрезвычайно важно).
Экспериментальная составляющая «интернета вещей» настолько реально осязаема, что выражается в ежегодных многочисленных соревнованиях в этой области.
Если вы думаете, что все, что описывалось в статье, фантастика и недостижимо для детей, хотя бы раз посетите JuniorSkills.
Вы удивитесь, вдохновитесь и возгордитесь умениями поколения и фантазийностью их проектов в этой категории.
В соревновании участвуют ребята возраста 10+ и 14+, которые разрабатывают собственные системы на базе различных контроллеров (это «мозг» системы, который понимает код, написанный ребенком, и, учитывая данные с датчиков, передает команды исполнительным устройствам для выполнения) и облачных платформ, которые позволяют обмениваться информацией между устройствами и датчиками, подключенными к контроллеру, сохранять информацию и обрабатывать данные в облаке.
Наиболее часто используемыми решениями на текущий момент являются контроллеры Arduino, а в качестве облачной платформы используется решение ThingWorx от американской компании PTC.
Тем не менее, на сегодняшний день уже существует масса других решений как аппаратных, так и облачных, в том числе и российской разработки, о которых вы можете прочитать на edu.robogeek.
Такие соревнования - первый шаг к разработке умного дома, умного транспорта и других «интересностей и умностей».
В заключении хочу сказать, что направление «интернета вещей» разносторонне «прокачивает» способности ребенка, начиная от инженерных умений и заканчивая личностными составляющими.
Все мы начитанные и понимаем, какие человеческие качества развиваются у ребят, какие мозговые функции тренируются и какие доли мозга работают при выполнении определенных заданий.
Однако основное во всей этой творческо-экспериментально-технической деятельности наших детей – поддержка наставника (мамы, папы, тренера, руководителя кружка, учителя, даже директора образовательного учреждения).
Вместо послесловия:
Я думаю, что не раскрою вам большой тайны, если скажу, что любые роботы, внутри которых находится программируемый контроллер, способный к внешним коммуникациям, могут тоже стать объектами «интернета вещей».
Используя облачные технологии, вы сможете управлять любыми контроллерами и взаимодействовать с удаленно расположенными роботами, отдавая им команды со своего ПК или смартфона (главное заранее написать программу в облаке и осуществить взаимодействие с нужными датчиками уже на земле, чтобы ваши машины-роботы «улавливали» своими датчиками команды для исполнения)
Побед вам и фантастических идей!
Комментарии
(2) Добавить комментарий