Павел Фролов, основатель разработчика робототехнических конструкторов “РОББО”, рассказывает о том, как в Японии используют роботизацию в социальной сфере.
Япония считается одной из самых высокотехнологичных стран мира. Здесь роботы вышли за пределы промышленных предприятий, их можно встретить на улице, в больнице, в ресторане и даже туалете.
Но это не роботы в обывательском понимании: человекоподобный механизм с руками, ногами и головой. Это совершенно разные устройства, задача которых - упростить жизнь рядового японца. В других странах я такого не видел.
Во всем мире самый распространенный робот - это стиральная машина. В Японии - это «умный» унитаз. Эти устройства (по-другому сложно назвать) установлены во всех общественных туалетах и являются совершенно обыденной для японцев вещью. При этом вызывая удивление и восторг туристов.
У него серьезный пульт управления со множеством кнопок. Везде расположены датчики. Для того, чтобы воспользоваться удобствами, вообще не нужно ни к чему прикасаться - все работает либо автоматически, либо управляется пультом.
Следующее, что замечаешь сразу - это двери. В Японии практически не сталкиваешься с ситуацией, когда ты сам должен открывать двери. Конечно, здесь речь идет не о роботизации, а скорее механизации. Но в общем контексте того, как технологии облегчают жизнь людей, упомянуть стоит.
Датчики движения и открывание дверей по кнопке - это повсеместно. Даже в такси: подъезжает машина, водитель нажимает кнопку, и открывается задняя дверь. Пассажир садится - дверь закрывается.
В Японии очень много ресторанов, которые работают без официантов. Процесс заказа автоматизирован: выбираешь блюда на планшете и заказ поступает на кухню, готовится. Можно было бы подумать, что тарелки приносит робот с подносом. Но нет, японцы сделали все проще. Еда приезжает на транспортире (движущаяся лента), который проходит вдоль столов. Звоночек предупреждает о том, что сейчас будет доставлен заказ.
И потом очень забавно выглядит процесс оплаты. В тарелки встроены датчики, которые позволяют их посчитать. Специальное устройство сканирует тарелку, после чего выдается счет. Либо другой вариант: съеденные блюда записываются в электронную коробочку, с которой нужно пойти на кассу и расплатиться.
Следующий интересный пример «умных» устройств – это лифты. Кроме общей автоматизации, добавлено управление голосом. То есть нужно сказать, куда ехать. Если ты не говоришь - не знаешь или не владеешь языком, лифт пытается угадать. И что самое интересное - угадывает. Это особенно удивительно, когда ты находишься в 40-этажном здании, где расположено множество офисов.
Роботы активно используются в туризме, в частности как гиды. Они помогают сориентироваться в музеях, могут провести экскурсию. Кроме этого, такие роботизированные гиды используются в торговых центрах, где помогают найти нужные товары. Роботов-консультантов можно встретить в магазинах косметики, детских товаров и многих других.
Много видов роботизированных помощников в медицине и сфере ухода за людьми. Например, «умные» кровати, которые позволяют больному человеку обходиться без сиделки. Ими можно управлять и даже трансформировать в кресло. В больницах медикаменты и медкарты развозят роботы. А при протезировании зубов используется 3D-принтер, который печатает конкретному человеку импланты.
Конечно, Япония известна на весь мир промышленными роботами, созданием которых занимаются технологические гиганты как Hitachi, Mitsubishi и другие. В стране уже запущены беспилотные поезда и есть примеры использования беспилотных автомобилей. Но для иностранца, приехавшего в Японию, очень необычно то, как реализована роботизация в социальной сфере. Именно из таких «мелочей» складывается комфортная среда для жизни, к которой мы пока не привыкли.
Комментарии
(1) Добавить комментарий