Компания Just AI, специализирующаяся на технологиях разговорного искусственного интеллекта, машинного обучения и понимания естественного языка, провела исследование и спрогнозировала развитие рынка разговорного ИИ до 2025 года.
Аналитика охватывает инструменты и платформы разговорного ИИ — технологии для синтеза и распознавания речи, клонирования голосов, речевой биометрии, голосовой активации, платформы для понимания и генерации естественного языка, средства визуальной разработки диалоговых сценариев в голосовых или текстовых каналах, платформы для анализа речи, а также решения для исходящих обзвонов и в сфере кастомных голосовых ассистентов для бизнеса, навыков для умных устройств и метаассистентов (Алиса, Маруся1 и пр.), входящую телефонию и умный IVR, разработку чат-ботов на заказ.
Объем российского рынка в 2020 году составил $44 млн или $76 млн с учетом госзаказов. Прибавляет индустрия 46-93% от года к году, общий рост с 2015 года составил 1288%. По прогнозам Just AI, к концу 2021 году объем рынка достигнет $80 млн или $120 млн с учетом госзаказов. В ближайшие пять лет индустрия сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году выйдет на объем $561 млн (без учета госзаказов).
«На рынке разговорного ИИ в России работают более 100 компаний, многие из них растут на 200-400% в год. Далеко не всегда они конкурируют между собой: значительная часть игроков специализируется на отдельных отраслях, типах заказчиков и технологиях и может доминировать в своих сегментах, даже имея небольшую долю на рынке в целом», — говорит управляющий директор Just AI Кирилл Петров.
В структуре выручки группы компаний ЦРТ в 1 млрд+ руб. в год более 80% занимает доход от государственных контрактов. Just AI c объемом выручки в 500 млн+ руб. фокусируется на сегментах NLP/NLU/DM-платформ, No-code/Low-code конструкторов и кастомных голосовых ассистентов. В группе компаний с выручкой в 200 млн+ руб. в год представлены Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и АТС Аэро (решения для госсектора, исходящие телефонные коммуникации).
Наибольшими сегментами на рынке в 2020 году были речевые технологии (синтез и распознавание речи, клонирование голосов, речевая биометрия, голосовая активация) и NLP-платформы (обработка естественного языка). Быстрее всего в 2020 году росли решения для бизнеса и NLP-платформы.
По прогнозам Just AI, через пять лет половину всего российского рынка займут таргетированные на определенные бизнес-задачи и отрасли разговорные ИИ-решения, такие как голосовой поиск по каталогу для ритейла, виртуальные ассистенты для ЖКХ, чат-боты для отелей. Они будут ежегодно прибавлять 100-120%, интерес к ним уже проявляют медицина, HoReCa, e-commerce, туризм, индустрия красоты и др.
Запросы на NLP-платформы со стороны крупного бизнеса продолжат расти еще несколько лет. Это будет происходить за счет включения новых отраслей и расширения сферы применения обработки естественного языка. Визуальные конструкторы для разработки ботов с увеличением интереса со стороны SMB-компаний начнут активно расти и специализироваться под узкие задачи и предоставление готовых шаблонов и инструментов. Рост сегмента кастомных ассистентов, решений для клиентской поддержки, навыков для ассистентов, входящего IVR, решений для рекрутинга и HR будет ускоряться вместе с появлением новых разработчиков и вовлечением новых категорий клиентов из SMB, а дополнительным стимулом станет увеличение рынка ассистентов и умных колонок.
Исходящие телефонные коммуникации продолжат бурно расти до 2022 года. Далее стоит ожидать введения правового регулирования, направленного на борьбу против спама, и широкого распространения технологий защиты от спама, что приведет к падению рынка. После адаптации к новым ограничениям будет возможен рост сегмента, возможно, в новых сферах и отраслях. Речевую аналитику в ближайшие годы ждет умеренный рост, который может замедлиться с развитием NLP-технологий и отказом контакт-центров от штата сотрудников. Речевые технологии переживают рост потребления, но с увеличением доступности моделей и датасетов и появлением новых игроков и инхаус-разработок столкнутся с существенным ценовым давлением.
Полная версия исследования по ссылке.
1 Операторов метаассистентов, производящих умные устройства или управляющих ассистентами для потребительского рынка (Яндекс в части ассистента Алисы и умных колонок, Сбер с ассистентами Салют, Mail.Ru с Марусей), аналитики отнесли в категорию каналов и будут рассматривать в рамках отдельного ежегодного исследования Just AI.
Комментарии
(0) Добавить комментарий