Наш портал Robogeek.ru стал партнером компании Cognitive Technologies по проекту проведения социологического опроса, целью которого является выяснение приемлемых для общества сценариев поведения авторобота в критических предаварийных ситуациях, возникающих на дорогах. Просим всех наших читателей принять в нем активное участие!
Компания Cognitive Technologies, основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа, приступила к формированию сценариев поведения беспилотного автомобиля. Одной из важнейших проблем, которую вынуждены решать разработчики, является поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен.
Для определения морального права, кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать в подобных случаях, компания Cognitive Technologies при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ проводит социологическое исследование среди граждан Российской Федерации. Его результаты компания предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.
Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31 – 50 лет) и старшей (старше 50). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Предполагается, кроме того, рассмотреть и различие в ответах у отдельных социальных групп.
Организаторы исследования подготовили описания 5 типичных ситуаций с участием авторобота, когда избежать аварии невозможно, предполагающих 16 вариантов поведения. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено. Респондентам будет необходимо ответить на вопросы, каким, по их мнению, должно быть поведение беспилотного автомобиля в каждом из случаев.
В их числе следующие ситуации:
Ситуация 1. Предположим, беспилотный автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Вдруг перед ним на дороге внезапно появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и задавить собаку; нарушить правила, с угрозой потери водительских прав, перестроившись на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки, или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира авторобота?
Ситуация 2. Предположим, беспилотный автомобиль А движется со скоростью 80 км/ч. Сценарий предусматривает внезапное появление на дороге перед ним нескольких человек. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и совершить наезд на людей; совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки, по которой движется автомобиль Б, или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира авторобота?
«Для беспилотных автомобилей уже сегодня необходимо создать соответствующую нормативную базу – своего рода моральный кодекс, который регламентирует поведение искусственного интеллекта беспилотного автомобиля в том числе и в критических ситуациях, которые, к сожалению, с неизбежностью возникают на дороге», комментирует ситуацию Ольга Ускова.
Исследование размещено в интернете по адресу: http://www.cognitive.ru/survey/. Принять участие в нем может любой желающий.
Подвести его итоги компания предполагает до конца января месяца 2016 года.
Комментарии
(2) Добавить комментарий