Транспорт и логистика – наиболее крупная сфера применения индустриального Интернета Вещей (IIoT-платформ) как в натуральном - по количеству подключенных объектов, так и в денежном выражении.
Причина – в высоком уровне проникновения облачных платформ. К облачным IIoT-платформам, реализующим функционал мониторинга и оптимизации использования коммерческого транспорта (функционал систем Fleet Management) по состоянию на конец 2018 года было подключено более 10% таких объектов. Это на два порядка больше чем в промышленности, и на порядок больше, чем в управлении недвижимостью.
В отличие от других сфер применения IIoT-платформ, в транспортной отрасли прикладные платформы Fleet Management, большая часть которых изначально являлась аппаратно-зависимыми, самостоятельно реализуют интеграцию с источниками данных (тахографами, донглами, навигаторами и т.п.), и, как правило, не используют для получения этих данных платформы M2M. Функции мониторинга M2M-подключений, реализуемые развернутыми на стороне операторов сотовой связи платформами M2M, пока являются необязательным дополнением к функционалу платформ Fleet Management, но не источником данных для них.
Тем не менее, разработчики и провайдеры платформ M2M в последние годы активно развивают партнерские экосистемы с разработчиками прикладных функций, включая поглощение наиболее перспективных из них, что способствует формированию полноценных экосистем вокруг базовых платформ M2M. Также этому способствует явное стремление разработчиков прикладных платформ уйти от аппаратной зависимости в части устройств телеметрии – подключение к платформе не должно требовать обязательной покупки и установки фирменного устройства. В последние два года значительное ускорение развитию рынка IIoT-платформ для транспорта и логистики в направлении формирования полноценной экосистемы придал пересмотр автопроизводителями своей роли на этом рынке.
По оценкам J’son & Partners Consulting глобальный объем потребления сервисов облачных платформ M2M в части подключения устройств телеметрии объектов транспорта (М2М) и прикладных платформ, реализующих функционал систем Fleet Management, достиг в 2018 году $12 млрд, а темпы роста потребления в период 2014-2018 гг. составили 20% CAGR.
В России потребление облачных сервисов интеграционных (M2M) и прикладных платформ в настоящее время практически отсутствует, составляя около 200 млн рублей ($3 млн) в год. Функционал сбора данных с подключенных объектов транспорта реализован преимущественно с использованием проприетарных on-premise систем Fleet Management, размер внедрения и техподдержки которых в 2018 году составил, по оценкам J’son & Partners Consulting, 11,4 млрд рублей без учета затрат на услуги связи.
Причины превалирования on-premise модели развертывания систем Fleet Management в России носят преимущественно экономический характер. Из трех ключевых факторов (повышение времени нахождения автомобиля в исправном состоянии (uptime) и экономия на тех.обслуживании; экономия на затратах на страхование автотранспорта и ответственности водителей; снижение удельного расхода топлива), в России актуален лишь последний.
Проведенные J’son & Partners Consulting расчеты показывают, что средний уровень использования грузового автотранспорта не позволяет окупить стоимость использования облачных платформ Fleet Management. Это означает, что даже при существенном снижении стоимости подписки рынок для облачной модели в России ограничен интенсивно используемыми грузовиками большой грузоподъемности (20% от общего автопарка грузового и легкого коммерческого автотранспорта, составляющего около 7,7 млн. автомобилей), находящимися в составе небольших автопарков (единицы и десятки автомобилей). При этом владельцы наиболее крупных автопарков в России, включающих грузовики всех размеров, используют on-premise модель развертывания систем Fleet Management.
Низкий уровень проникновения облачных платформ Fleet Management в России является объективным фактом, обусловленным явным несоответствием стоимости использования платформ достигаемому экономическому эффекту, а также высокой долей в структуре перевозок крупных ведомственных автопарков, имеющих бюджеты для традиционной модели внедрения систем Fleet Management, подразумевающей on-premise развертывание, покупку вечных лицензий и оплату услуг по внедрению и кастомизации приложений.
Комментарии
(0) Добавить комментарий