Консалтинговая группа "Текарт" - центр компетенции "Робототехника".

Подробнее...
Основное меню
Категории новостей

Аналитика

09.02.2017

Логотип

Итоги опроса: Каким должен быть беспилотный автомобиль?

Компания Cognitive Technologies, разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан России и США при поддержке портала Robogeek.ru

Опрос проводился при поддержке Международного центра робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС, а также американской компании VidiaScope Inc. с целью изучение мнения потенциальных пользователей интеллектуальных систем помощи водителю в России и США, на предмет того, каким должен быть беспилотный автомобиль.

«Стимулом для его проведения стала необходимость формирования стратегии наших разработок на ближайшие годы, как в России, так и зарубежом», говорит генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров. В исследовании приняло участие более 33 тыс. человек из России (из 36 регионов) и 7 тыс. из США.

Больше всего ездить на беспилотниках хотят русские мужчины и американские женщины

Согласно исследованию, желание воспользоваться беспилотником уже сегодня выразило более 56% опрошенных граждан России и 68% США. Причем за океаном число американских женщин (43% - от общего числа респондентов) в этом желании превысило число мужчин (37%). В России картина оказалась обратная. Процент заинтересованных в поездке на автороботе мужчин оказался выше практически в три раза - 42,6% против 14,9%.

В России, кроме того, наибольший, интерес к поездкам на беспилотниках проявился у самой возрастной категории респондентов. За это проголосовали более 67% участников опроса старше 50 лет. А также самой низковозрастной группы (до 35 лет) – более 60% молодежи.

Число в разной степени неуверенных в своем желании воспользоваться беспилотником россиян (около 39%) превысило аналогичный показатель американцев (26%). Зато в России практически никто не выразил категорический отказ проехать на беспилотнике. Этот показатель у нас был зафиксирован лишь на уровне статистической погрешности, менее 1%, тогда как в США он, на удивление, оказался большим в разы - 6%.

Безопасность для россиян оказалась вторичной

Первой неожиданностью исследования стало то, что из преимуществ, предоставляемых беспилотным транспортом, снижению аварийности на дорогах (30% голосов «За») граждане России предпочли возможность заниматься в автороботе другим делом. За это проголосовало больше половины респондентов – 55%. Причем более равнодушно к проблеме безопасности отнеслись российские женщины. Эту опцию выделили более 70% представительниц прекрасного пола.

В США ситуация оказалась обратной. Именно предоставление возможности более безопасного и низкоаварийного движения привлекла практически половину американцев - 49%.

Опасность хакерского взлома не волнует ни россиян, ни американцев

У россиян и американцев оказались весьма схожие взгляды на потенциальные угрозы, которые могут в какой-то степени нести в себе беспилотные автомобили. Наших сограждан в этом смысле, больше всего пугает возможность технического сбоя системы беспилотника. Это отметили более 51% респондентов. Аналогичный показатель в США составил 44%. За невозможность в принципе повлиять на ситуацию в процессе автономного движения проголосовало порядка 34% американцев и 29% российских участников опроса. Причем у нас основной вклад в этот процент внесла женская половина (47%).

Опасность хакерского взлома интеллекта беспилотника обеспокоила лишь 16% отечественных респондентов и 19% в США.

В персональных интервью американцы также обращали внимание на свои опасения по поводу сохранности их персональных данных во время осуществления каких-либо коммуникаций в беспилотнике.

В России хотят сначала отдыхать, а потом работать, а в США - работать и потом отдыхать

Из всех предложенных вариантов занятий в беспилотнике практически половина россиян выбрала отдых – 48%. Посвятить время работе пожелала треть опрошенных – 27%. Развлекаться предпочли около 17% респондентов. Причем из всех возрастных категорий отдыхать больше пожелали те, кому до 35 лет и от 35 до 50 лет, (48% и 52% соответственно), а работать, тем, кому уже за 50 (44%).

В США выразили желание работать в автороботе 39% респондентов. Практически для такого же количества американцев оказался важнее отдых – 38%. И около 20% пожелали развлекаться.

Общение в социальных сетях – основная форма развлечений и в России, и в США

Некоторые американцы готовы молиться, а русские кутить

Американцы в беспилотнике готовы заниматься сексом в три раза больше, чем россияне

Всем способам свободного времяпровождения в беспилотнике граждане России предпочли общение в социальных сетях и игры, а также просмотр видео – 33% и 35% соответственно. Посвятить свой досуг чтению согласны более 21%. Большая часть американцев (более 40%) также готовы общаться с друзьями, в том числе в соцсетях, и играть. 29% намерены смотреть кино и ТВ, 18% - читать. Заниматься сексом за океаном предпочитают почти 1.5 %, что примерно в три раза, больше, чем в России.

4% россиян и 9% американцев предпочли просто смотреть в окно. В персональных интервью российские респонденты отметили, что это необходимо для контроля за дорожной ситуацией, поскольку еще не до конца доверяют искусственному разуму.

Среди других предпочтений (около 7%) наши соотечественники отметили такие формы развлечений как: кутить, есть, заниматься сексом, спать и т.д. Для сравнения, американцы (менее 1%) готовы молиться, заниматься спортом, принимать наркотики, спать и т.д.

За отдельные функции беспилотника россияне и американцы готовы платить уже сегодня…

Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функционала интеллектуальной системы помощи водителю, который может появиться на российском рынке уже в 2017 году. Более 28% граждан России заявили о желании уже сегодня использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге (опасное сближение, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения сигнала поворотника и т.д.). Причем, предлагаемый функционал даже превысил интерес к таким возможностям беспилотника, как автоматическая парковка (13%) и автономное движение по автомагистрали (17%). Но наиболее востребованной для россиян опцией стала полная автоматизация движения в пробках (37%). Небезынтересно, что использовать возможности интеллектуального помощника больше захотели женщины (36% против 26% мужчин). Они также активно голосовали за автопарковку (22% против 9%), как, впрочем, и наиболее возрастная аудитория (старше 50 лет - 22%).

Американская аудитория, в большей степени знакомая с практикой использования интеллектуальных помощников водителя, выразила желание в их применении в 24% случаев. Правда, в заокеанской версии опроса делалась сноска на дополнительную возможность работы системы в условиях недостаточной видимости, а также плохих погодных и дорожных условиях. Такое же количество граждан США готовы приобретать функционал автономного движения по автомагистрали. За полную автоматизацию движения в пробках высказался 35% американцев. За приобретение возможности автопарковки проголосовало 11%.

… но в разумных пределах

Как и ожидалось, больше половины россиян (59%) готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15% от стоимости автомобиля. В США, где рынок находится в более «подогретом» состоянии, на это готовы пойти 42% граждан. 32% граждан России готовы дополнительно платить за технологии будущего в размере до 30% стоимости авто (этот показатель в США составляет 45%) и лишь 8% согласны доплатить до 50% от всей стоимости автомобиля. В США эта цифра составила 11%. И на более 50% от стоимости автомобиля за право беспилотной езды готовы раскошелиться менее 1% россиян, против 3% американцев. Лишние деньги платить не хочет никто. Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины. Доля проголосовавших за стоимость автопилота до 30% стоимости авто женщин (45%) практически в двое больше мужчин (26%). Также процент женщин готовых купить функционал беспилотника по самой сорогой цене в два раза превысил процент мужчин.

Стоит отметить, что в большинстве ответов исследования не обнаружено явного преобладания какой-либо социальной или территориальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов. Все категории граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах 10%).

По мнению представителя американского партнера исследования, компании VideaScope Inc. Алекса Ритора (Alex Ritor): «Полученные в результате исследования результаты представляют большой интерес, как для российского, так и американского рынка. В отдельных вопросах ответы оказались неожиданными, отличающимися от наших первоначальных гипотез. Точное понимание ситуации поможет российским и американским разработчикам в продвижении интеллектуальных систем помощи водителю на международном рынке».

Основные итоги исследования приведены в таблице.

Вопрос Россия, % США, %
Если бы вам сегодня представился шанс воспользоваться беспилотным автомобилем, как бы вы поступили?
Точно попробовал. Все новое мне интересно. 56 68
Скорее да. Новое немного настораживает, но интерес сильнее. 27 15
Скорее нет. Есть неуверенность в том, что технологии еще не апробированы до конца. 12 11
Точно нет. Сейчас в беспилотник садятся только самоубийцы. 1 6
Затрудняюсь ответить. 4 < 1
Что больше всего вас привлекает в беспилотном автомобиле?
Безопасность 30 49
Возможность заниматься другим делом 55 46
Затрудняюсь ответить 14 5
Что вас больше всего пугает в беспилотном автомобиле?
Невозможность в принципе повлиять на ситуацию 29 34
Возможность хакерского взлома 16 19
Возможность технического сбоя системы 51 44
Затрудняюсь ответить 4 3
Чем бы вы больше предпочли заниматься в беспилотном автомобиле?
работать 27 39
развлекаться (просьба указать как) 17 20
отдыхать 48 38
Затрудняюсь ответить 8 3
Каким образом вы развлекались в беспилотном автомобиле?
Читали 21 18
Смотрели фильмы и ТВ 35 29
Играли и общались в социальных сетях 33 40
Смотрели в окно 4 9
Другое 7 4
Уже в ближайшие годы автомобиль будет обладать отдельными возможностями автономного вождения. Какая из перечисленных функций, вас привлекает больше всего:
предупреждения об опасных ситуациях, подаваемые сигналами или звуком (при опасном сближении, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения поворотника, потери контроля за движением вследствие усталости и т.п.); 28 24
вышел из машины, а она паркуется сама; 13 11
в пробке бросил руль, автомобиль движется автономно в заданной полосе, поддерживая дистанцию до впереди идущего автомобиля; 37 35
на трассе бросил руль, автомобиль движется автономно в заданной полосе с заданной скоростью и поддерживая дистанцию до впереди идущего автомобиля; 17 24
Затрудняюсь ответить 5 6
Сколько вы готовы заплатить за установку программно-аппаратного комплекса, позволяющему автомобилю передвигаться автономно?
до 15% от текущей стоимости вашего автомобиля; 59 42
до 30% от текущей стоимости вашего автомобиля; 32 45
до 50% от текущей стоимости вашего автомобиля; 8 11
более 50% от текущей стоимости вашего автомобиля. 1 2

Исследование было проведено конце 2016 г. – начале 2017 г. при информационной поддержке: «За рулем», JSon TV, ComNews, STRF, Robogeek, «Кот Шредингера».

Комментарии

(0) Добавить комментарий

Ищите команду разработчиков? Не можете найти робота для своих нужд? Пишите нам!

Для обратной связи укажите ваш E-mail, он будет доступен только администратору. Так вы сможете оперативно узнать, когда ответ на ваш вопрос будет опубликован



Новые комментарии

Перспективы производства промышленных роботов в России
Мария
28.08.2024
08:13:38
Здраствуйте - можно ли узнать по поводу ультразвуковых датчиков мне для протезирования руки
Бесплатная мастерская для школьников и студентов
Гость
01.08.2024
06:19:40
Хорошая инициатива!