Компания Cognitive Technologies, разработчик технологий искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан России и США при поддержке портала Robogeek.ru
Опрос проводился при поддержке Международного центра робототехники, МФТИ, НИТУ МИСиС, а также американской компании VidiaScope Inc. с целью изучение мнения потенциальных пользователей интеллектуальных систем помощи водителю в России и США, на предмет того, каким должен быть беспилотный автомобиль.
«Стимулом для его проведения стала необходимость формирования стратегии наших разработок на ближайшие годы, как в России, так и зарубежом», говорит генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров. В исследовании приняло участие более 33 тыс. человек из России (из 36 регионов) и 7 тыс. из США.
Больше всего ездить на беспилотниках хотят русские мужчины и американские женщины
Согласно исследованию, желание воспользоваться беспилотником уже сегодня выразило более 56% опрошенных граждан России и 68% США. Причем за океаном число американских женщин (43% - от общего числа респондентов) в этом желании превысило число мужчин (37%). В России картина оказалась обратная. Процент заинтересованных в поездке на автороботе мужчин оказался выше практически в три раза - 42,6% против 14,9%.
В России, кроме того, наибольший, интерес к поездкам на беспилотниках проявился у самой возрастной категории респондентов. За это проголосовали более 67% участников опроса старше 50 лет. А также самой низковозрастной группы (до 35 лет) – более 60% молодежи.Число в разной степени неуверенных в своем желании воспользоваться беспилотником россиян (около 39%) превысило аналогичный показатель американцев (26%). Зато в России практически никто не выразил категорический отказ проехать на беспилотнике. Этот показатель у нас был зафиксирован лишь на уровне статистической погрешности, менее 1%, тогда как в США он, на удивление, оказался большим в разы - 6%.
Безопасность для россиян оказалась вторичной
Первой неожиданностью исследования стало то, что из преимуществ, предоставляемых беспилотным транспортом, снижению аварийности на дорогах (30% голосов «За») граждане России предпочли возможность заниматься в автороботе другим делом. За это проголосовало больше половины респондентов – 55%. Причем более равнодушно к проблеме безопасности отнеслись российские женщины. Эту опцию выделили более 70% представительниц прекрасного пола.
В США ситуация оказалась обратной. Именно предоставление возможности более безопасного и низкоаварийного движения привлекла практически половину американцев - 49%.
Опасность хакерского взлома не волнует ни россиян, ни американцев
У россиян и американцев оказались весьма схожие взгляды на потенциальные угрозы, которые могут в какой-то степени нести в себе беспилотные автомобили. Наших сограждан в этом смысле, больше всего пугает возможность технического сбоя системы беспилотника. Это отметили более 51% респондентов. Аналогичный показатель в США составил 44%. За невозможность в принципе повлиять на ситуацию в процессе автономного движения проголосовало порядка 34% американцев и 29% российских участников опроса. Причем у нас основной вклад в этот процент внесла женская половина (47%).
Опасность хакерского взлома интеллекта беспилотника обеспокоила лишь 16% отечественных респондентов и 19% в США.
В персональных интервью американцы также обращали внимание на свои опасения по поводу сохранности их персональных данных во время осуществления каких-либо коммуникаций в беспилотнике.
В России хотят сначала отдыхать, а потом работать, а в США - работать и потом отдыхать
Из всех предложенных вариантов занятий в беспилотнике практически половина россиян выбрала отдых – 48%. Посвятить время работе пожелала треть опрошенных – 27%. Развлекаться предпочли около 17% респондентов. Причем из всех возрастных категорий отдыхать больше пожелали те, кому до 35 лет и от 35 до 50 лет, (48% и 52% соответственно), а работать, тем, кому уже за 50 (44%).
В США выразили желание работать в автороботе 39% респондентов. Практически для такого же количества американцев оказался важнее отдых – 38%. И около 20% пожелали развлекаться.
Общение в социальных сетях – основная форма развлечений и в России, и в США
Некоторые американцы готовы молиться, а русские кутить
Американцы в беспилотнике готовы заниматься сексом в три раза больше, чем россияне
Всем способам свободного времяпровождения в беспилотнике граждане России предпочли общение в социальных сетях и игры, а также просмотр видео – 33% и 35% соответственно. Посвятить свой досуг чтению согласны более 21%. Большая часть американцев (более 40%) также готовы общаться с друзьями, в том числе в соцсетях, и играть. 29% намерены смотреть кино и ТВ, 18% - читать. Заниматься сексом за океаном предпочитают почти 1.5 %, что примерно в три раза, больше, чем в России.
4% россиян и 9% американцев предпочли просто смотреть в окно. В персональных интервью российские респонденты отметили, что это необходимо для контроля за дорожной ситуацией, поскольку еще не до конца доверяют искусственному разуму.
Среди других предпочтений (около 7%) наши соотечественники отметили такие формы развлечений как: кутить, есть, заниматься сексом, спать и т.д. Для сравнения, американцы (менее 1%) готовы молиться, заниматься спортом, принимать наркотики, спать и т.д.
За отдельные функции беспилотника россияне и американцы готовы платить уже сегодня…
Одним из основных итогов исследования стала востребованность рынком функционала интеллектуальной системы помощи водителю, который может появиться на российском рынке уже в 2017 году. Более 28% граждан России заявили о желании уже сегодня использовать интеллектуальную систему предупреждений об опасных ситуациях на дороге (опасное сближение, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения сигнала поворотника и т.д.). Причем, предлагаемый функционал даже превысил интерес к таким возможностям беспилотника, как автоматическая парковка (13%) и автономное движение по автомагистрали (17%). Но наиболее востребованной для россиян опцией стала полная автоматизация движения в пробках (37%). Небезынтересно, что использовать возможности интеллектуального помощника больше захотели женщины (36% против 26% мужчин). Они также активно голосовали за автопарковку (22% против 9%), как, впрочем, и наиболее возрастная аудитория (старше 50 лет - 22%).
Американская аудитория, в большей степени знакомая с практикой использования интеллектуальных помощников водителя, выразила желание в их применении в 24% случаев. Правда, в заокеанской версии опроса делалась сноска на дополнительную возможность работы системы в условиях недостаточной видимости, а также плохих погодных и дорожных условиях. Такое же количество граждан США готовы приобретать функционал автономного движения по автомагистрали. За полную автоматизацию движения в пробках высказался 35% американцев. За приобретение возможности автопарковки проголосовало 11%.
… но в разумных пределах
Как и ожидалось, больше половины россиян (59%) готовы заплатить за возможности автономного движения не более 15% от стоимости автомобиля. В США, где рынок находится в более «подогретом» состоянии, на это готовы пойти 42% граждан. 32% граждан России готовы дополнительно платить за технологии будущего в размере до 30% стоимости авто (этот показатель в США составляет 45%) и лишь 8% согласны доплатить до 50% от всей стоимости автомобиля. В США эта цифра составила 11%. И на более 50% от стоимости автомобиля за право беспилотной езды готовы раскошелиться менее 1% россиян, против 3% американцев. Лишние деньги платить не хочет никто. Интересно, что больше тратить на покупку беспилотника в России готовы женщины. Доля проголосовавших за стоимость автопилота до 30% стоимости авто женщин (45%) практически в двое больше мужчин (26%). Также процент женщин готовых купить функционал беспилотника по самой сорогой цене в два раза превысил процент мужчин.
Стоит отметить, что в большинстве ответов исследования не обнаружено явного преобладания какой-либо социальной или территориальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов. Все категории граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах 10%).
По мнению представителя американского партнера исследования, компании VideaScope Inc. Алекса Ритора (Alex Ritor): «Полученные в результате исследования результаты представляют большой интерес, как для российского, так и американского рынка. В отдельных вопросах ответы оказались неожиданными, отличающимися от наших первоначальных гипотез. Точное понимание ситуации поможет российским и американским разработчикам в продвижении интеллектуальных систем помощи водителю на международном рынке».
Основные итоги исследования приведены в таблице.
Вопрос | Россия, % | США, % |
---|---|---|
Если бы вам сегодня представился шанс воспользоваться беспилотным автомобилем, как бы вы поступили? | ||
Точно попробовал. Все новое мне интересно. | 56 | 68 |
Скорее да. Новое немного настораживает, но интерес сильнее. | 27 | 15 |
Скорее нет. Есть неуверенность в том, что технологии еще не апробированы до конца. | 12 | 11 |
Точно нет. Сейчас в беспилотник садятся только самоубийцы. | 1 | 6 |
Затрудняюсь ответить. | 4 | < 1 |
Что больше всего вас привлекает в беспилотном автомобиле? | ||
Безопасность | 30 | 49 |
Возможность заниматься другим делом | 55 | 46 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 5 |
Что вас больше всего пугает в беспилотном автомобиле? | ||
Невозможность в принципе повлиять на ситуацию | 29 | 34 |
Возможность хакерского взлома | 16 | 19 |
Возможность технического сбоя системы | 51 | 44 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 3 |
Чем бы вы больше предпочли заниматься в беспилотном автомобиле? | ||
работать | 27 | 39 |
развлекаться (просьба указать как) | 17 | 20 |
отдыхать | 48 | 38 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 3 |
Каким образом вы развлекались в беспилотном автомобиле? | ||
Читали | 21 | 18 |
Смотрели фильмы и ТВ | 35 | 29 |
Играли и общались в социальных сетях | 33 | 40 |
Смотрели в окно | 4 | 9 |
Другое | 7 | 4 |
Уже в ближайшие годы автомобиль будет обладать отдельными возможностями автономного вождения. Какая из перечисленных функций, вас привлекает больше всего: | ||
предупреждения об опасных ситуациях, подаваемые сигналами или звуком (при опасном сближении, нарушении действия знака, выходе из полосы без включения поворотника, потери контроля за движением вследствие усталости и т.п.); | 28 | 24 |
вышел из машины, а она паркуется сама; | 13 | 11 |
в пробке бросил руль, автомобиль движется автономно в заданной полосе, поддерживая дистанцию до впереди идущего автомобиля; | 37 | 35 |
на трассе бросил руль, автомобиль движется автономно в заданной полосе с заданной скоростью и поддерживая дистанцию до впереди идущего автомобиля; | 17 | 24 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 6 |
Сколько вы готовы заплатить за установку программно-аппаратного комплекса, позволяющему автомобилю передвигаться автономно? | ||
до 15% от текущей стоимости вашего автомобиля; | 59 | 42 |
до 30% от текущей стоимости вашего автомобиля; | 32 | 45 |
до 50% от текущей стоимости вашего автомобиля; | 8 | 11 |
более 50% от текущей стоимости вашего автомобиля. | 1 | 2 |
Исследование было проведено конце 2016 г. – начале 2017 г. при информационной поддержке: «За рулем», JSon TV, ComNews, STRF, Robogeek, «Кот Шредингера».
Комментарии
(0) Добавить комментарий