Московский музей современного искусства и Laboratoria Art&Science Foundation представляют выставку Daemons in the Machine. Проект посвящен так называемой «новой демонологии» — художественному осмыслению искусственного интеллекта, мифов и призраков эпохи автономных машин.
Открывают ли они новые, неизвестные способы существования? Могут ли нейросети думать — и что вообще в таком случае означает слово «думать»? Большая часть работ, созданных для проекта художниками из России, Великобритании, Австрии и Австралии совместно с учеными из IPavlov, МФТИ и Курчатовского института, будет показана публике впервые.
Проект Daemons in the Machine исследует актуальные IT-технологии, чей потенциал еще до конца не изучен разработчиками и специалистами в данной сфере: искусственный интеллект, блокчейн, компьютерные вирусы. Участники выставки, изучая этические и футурологические аспекты современных технологий, работают с новейшими художественными формами, такими как: роботические инсталляции, саморазвивающиеся объекты, цифровые интервенции и нейро-инсталляциями.
Подробнее о работах
На входе в экспозицию зрителей встретит нейросеть, которая через камеры наблюдения распознает все, что проносится у нее «перед глазами». Эта интерактивная нейроинсталляция британского художника Мемо Актена Learning to See не только опирается на предыдущие знания, полученные, в том числе и с телескопа Hubble, но и продолжает обучаться в режиме реального времени, благодаря участию каждого зрителя, появляющегося в поле зрения объекта.
В интерактивной инсталляции Послезавтра творческого объединения «Куда бегут собаки» блокчейн предстает новой религией — поиском Совершенного числа. Оно генерируется электросхемой, которая переводит в цифровую форму писк и чириканье цыплят в инкубаторе. Свой вклад в этот процесс могут внести и посетители выставки: они получают предостережения или откровения, сгенерированные «живой скульптурой», непрерывно переводящей «Божественную комедию» Данте Алигьери о жизни за пределами мира людей на язык электросхем.
Центральной работой выставки станет специально созданная трехчастная интерактивная инсталляция австрийского художника Томаса Фойерштайна «Чай для Кириллова». В первой части автор предлагает встретиться с призраком инженера Кириллова, героя романа Достоевского «Бесы», проверяющего свои теории о свободе воли. Призрак Кириллова нельзя увидеть, но можно почувствовать его действия и обнаружить его изображение на мониторе камеры видеонаблюдения. Во второй части публика станет свидетелем внутренней жизни сети в прямом смысле этого слова. Посетители окажутся в лабиринте из сотен проводов, которые соединяют между собой абстрактные объекты, состоящие из контрольных панелей, регуляторов и мониторов. Системы мониторинга «Лаборатории Касперского», партнера проекта Daemons in the Machine, отслеживают кибератаки, ботнеты и активность компьютерных вирусов, тем самым, наполняют объекты собственной жизнью: они вибрируют и издают глубокие басовые звуки. В третьей части инсталляции зрители попадут в будущее, где их встретят два героя: роботизированные старинные хирургические лампы Borgy & Bes, которые получили вторую жизнь и ведут осмысленный диалог на языке XIX века, обсуждая последние новости из интернета. «Мозгом» героев являются нейросети обученные iPavlov (МФТИ) на базе произведений Достоевского.
Раздел Art&Science Incubator погружает зрителей в процесс сотрудничества ученого и художника. Здесь представлена документация создания работ, а также запись конференции, проходившей в рамках подготовки проекта. В Incubator будут показаны в том числе произведения, созданные роботами-рисовальщиками австралийца Джона Маккормака, и гибридные скульптуры Егора Крафта Content Aware Studies. Для их создания нейросети, обученные на базе ряда отобранных художником оцифрованных произведений античной эпохи, воссоздают утраченные фрагменты скульптур демонов Древней Греции.
Дата проведения: 05 октября — 11 ноября, 2018
Адрес: ММОМА, Петровка, 25
Организаторы
Laboratoria Art&Science Foundation
Выставка Daemons in the Machine приурочена к 10-летию основания Laboratoria Art&Science Foundation, основной задачей которого является создание платформ междисциплинарного взаимодействия современного искусства и науки. За годы существования фонд организовал 30 международных выставочных проектов, благодаря которым более 100 международных художников были вовлечены в сотрудничество с самыми прогрессивными научными лабораториями. Фонд стал первой институцией в России, которая соединяет современное искусство и науку, а также важнейшей платформой для развития российского технологического искусства.
ММОМА
Московский музей современного искусства (ММОМА) был основан в 1999 году; это первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI вв. Сегодня музей располагается на семи площадках Москвы и является одним из самых активных участников художественной жизни страны. Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда, в особенности в России. Приоритетными направлениями деятельности ММОМА также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов.
Комментарии
(0) Добавить комментарий