Судно длиной около метра сделано на базе аэросаней и оборудовано эхолотом. Управлять им можно с расстояния до десяти километров, аккумулятор работает без подзарядки 1-2 часа.
Автоматизированный комплекс применяется для измерения глубины водоемов, построения карт дна, поиска затонувших предметов и так далее.
«При разработке аппарата целью было не просто самостоятельное перемещение по акватории, а создание научно-исследовательского комплекса, который бы позволил выполнять поставленные задачи без постоянного вмешательства человека. Основная цель этого проекта - измерение и построение различных 3D карт дна, магнитных аномалий, биологический анализ поверхностного слоя воды и другие, где требуется позиционирование прибора, измерение и обработка данных», - пояснил один из разработчиков Кирилл Бородин.
Во время работы над проектом ученые создали собственный радиоканал передачи данных. Кроме того, ими было разработано специальное программное обеспечение, которое на основе полученных данных может строить по ГОСТу карты, просчитывать площади объемы водоемов, а также делать топопривязку к местности. Конструкция лодки была сделана таким образом, чтобы эхолот можно было разместить под определенным углом для компенсации качки и движения на волнах.
По глубине беспилотник работает на 100-150 метров. Область его применения ограничена только размером водоема — до одного километра в диаметре. По словам создателей, он будет полезен для исследований дна в нефтегазовой отрасли, в картографии, для регистрации озер и так далее. Сами разработчики, которые занимаются плаванием с аквалангом, используют свой автоматизированный комплекс для изучения дна неизвестных водоемов перед погружением. Иногда им удается развеивать мифы, связанные с реками и озерами.
«Например, озеро Инголь в Красноярском крае долгое время считалось бездонным и связанным с Байкалом. Местные жители рассказывали, что, когда вода из одного озера переливается в другое, над Инголем стоит странный гул. Мы провели исследование нашим аппаратом и выяснили, что озеро вовсе не бездонное и не сообщается с Байкалом», — рассказал Кирилл Бородин.
Он уточнил, что существуют военные аналоги водного беспилотника, но они нацелены на глобальные исследования, работают на больших глубинах и требуют много обслуживающего персонала.
Отметим, в разработке используется самый современный микрочип для определения спутниковых координат российской разработки.
В 2014 году ученые ТУСУР с проектом автоматизированного беспилотного судна выиграли грант по программе УМНИК Фонда содействия инновациям.
Комментарии
(0) Добавить комментарий