Разрабатываемые для ВМФ США автономные катера, известные также как надводные дроны, провели отработку совместных действий на основе системы коллективного управления, действующей по принципу роевого поведения.
Два года назад они могли всей флотилией лишь индивидуально реагировать на возможные угрозы со стороны противника, подобно хаотичной группе детей, впервые обучающихся игре в футбол. А недавно группа таких катеров продемонстрировала грамотное взаимодействие при защите гавани от незваных гостей.
Управление военно-морских исследований США в течение месяца проводило учения роботизированной флотилии в Нижнем Чесапикском заливе у побережья штата Вирджиния. Четыре автономных катера, используя навигационное программное обеспечение, продемонстрировали усовершенствованное управление при патрулировании акватории в 4 квадратных морских мили.
Если робо-катера выявляли возможную угрозу, флотилия коллективно решала, кто из них будет сопровождать судно нарушителя. В будущем такие автономные катера могли бы выступать в качестве первой линии обороны, проводя разведку и защищая большие боевые корабли.
Надводные дроны могли бы помочь в предотвращении терактов, подобных тому, что случился 12 октября 2000 года. В этот день два террориста Аль-Каиды управляли начиненным взрывчаткой катером, который направили к американскому эсминцу во время заправки в порту Адена, Йемен. После обмена приветствиями с американскими моряками, террористы-смертники взорвали свой смертоносный груз, погибли 17 членов экипажа и 39 моряков были ранены.
Учения робо-катеров в Чесапикском заливе позволили отработать приемы защиты гавани, предотвращая подобные атаки. В процессе испытаний катера пытались координировать свои действия без участия человека, чтобы выполнять четыре разных модели поведения: патрулирование, распознавание целей, выслеживание и сопровождение.
Предыдущие испытания робо-катеров прошли на реке Джеймса в Вирджинии в 2014 году. Тогда флотилия из пяти автономных катеров сопровождала корабль, а затем пошла на перехват судна, действующего в качестве потенциального нарушителя. Каждый из катеров действовал под управлением системы, называемой «архитектура зондирования и управления командой агентов-роботов» (CARACaS - Control Architecture for Robotic Agent Command and Sensing). Такое программное обеспечение позволяет каждому катеру прокладывать собственный маршрут, чтобы достичь определенных целей и избежать столкновений.
За действиями катеров могут наблюдать операторы на берегу с возможностью давать необходимые приказы, если это необходимо.
Очередным усовершенствованием стала возможность группы катеров выявлять представляющие потенциальную угрозу суда. Такое автоматизированное распознавание судна в настоящее время основано на библиотеке изображений, включающих ряд катеров и кораблей, которые могут представлять потенциальные угрозы.
Официальные лица подчеркивают, что люди по-прежнему будут иметь последнее слово в решении об идентификации судна в качестве угрозы. Если руководители операции не согласны с решением роботов о признании некоторого судна дружественным, они могут переквалифицировать его в недружественное, так что роботы будут реагировать на него как на потенциальную угрозу.
Эта автономная технология пока еще не готова к полноценному развертыванию. Но эти демонстрации показали, что система уже может быть установлена на многие используемые в ВМФ США катера.
Комментарии
(0) Добавить комментарий