Представляем вашему вниманию еще одного нашего партнера - компанию PadBot, специализирующуюся на роботах телеприсутствия. И сразу предлагаем прочитать интересную историю о роботе-помощнике, который отлично показал себя на работе в школе в качестве робота дистанционного присутствия.
С каждым годом и даже с каждым днём то фантастическое будущее, о котором мечтали люди в середине и в конце XX-го века, становится нашим настоящим. Карманные мини-компьютеры, прозрачные телевизоры, пассажирские дроны — всё это перестало быть фантастикой. Роботы тоже перестали быть чем-то сверхъестественным, уже сейчас они повсеместно используются в различных сферах: медицина, тяжелая и легкая промышленность, военное дело, исследование труднодоступных мест и даже для уборки помещений. Но есть места, которые всё же обошли вниманием — речь идёт об учебных заведениях, а точнее о самой «проблемной», с точки зрения финансирования, их части — школах.
Фантастические устройства, как средство решения насущных проблем
По состоянию на 2014 год в России насчитывалось 540,847 детей-инвалидов, и, как заявляют в пресс-службе уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, прослеживается четкая тенденция на увеличение их количества. В то же время многие школы не только не оборудованы надлежащим образом для обучения таких детей, но порой не имеют даже элементарных вещей, например, пандусов. Альтернативой походам в школу является надомное обучение. Но у этого варианта есть ряд недостатков, главный из них — недостаток социализации. Ребёнок не взаимодействует со сверстниками, а круг его общения ограничивается родственниками и учителями, что может стать причиной трудностей во взрослой жизни.
Могут ли помочь роботы в данной ситуации? Могут, если речь идёт о роботах телеприсутствия. Эти удивительные устройства проникли практически во все сферы: медицина, военное дело, археология, лабораторные испытания. Теперь же наступает время внедрения их в школы.
Робот дистанционного присутствия позволяет ученику с ограниченными способностями присутствовать на уроке в классе и общаться со своими сверстниками, находясь при этом у себя дома. С его помощью ребёнок активно взаимодействует с учителем и одноклассниками, отвечая на вопросы и участвуя в обсуждении. И это лишь одно из перспективных направлений. Подобное изобретение развязывает руки учителю, позволяя воплощать в жизнь смелые педагогические идеи.
Отечественный опыт внедрения роботов телеприсутствия в образовательной сфере
В России опыт внедрения в образование подобных новинок невелик. Только вначале 2015 года страницы многих медиа-ресурсов пестрели заголовками о появлении в российских школах роботов дистанционного управления отечественного производства. Заговорили даже о возможной «роботификации» образования, но затем все разговоры стихли. На то было несколько причин, но главной из них была стоимость. Роботы, о которых шла речь, имели слишком высокую цену для повсеместного внедрения в школы (свыше 200 000 рублей). А если учесть, что на школу требуется не один и не два подобных устройства, то это и вовсе выливается в весьма круглую сумму. Да и представители компании изготовителя делали упор на крупных корпоративных клиентов, а не на сотрудников бюджетных сфер, о чём всегда заявляли в своих интервью. Но с недавнего времени появилась альтернатива — версия робота дистанционного присутствия под названием PadBot.
PadBot сложен в техническом плане, но прост в эксплуатации. Фактически он представляет собой подвижную платформу, её «мозгом» выступает смартфон или планшет, на которые установлено необходимое программное обеспечение. Оно, кстати, поставляется бесплатно, а его установка не сложнее установки игры. Процесс управления осуществляется посредством сети интернет. Пользователь заходит на специальный вебсайт и через него взаимодействует с роботом. Но главным его преимуществом является доступность. PadBot почти в 5 раз дешевле вышеупомянутых роботов, но при этом не уступает им по функциональности.
Чтобы понять, насколько данный робот удовлетворяет потребности учителя и школьников, Павел Жданов, представитель компании PadBot, пообщался с учителем физики и математики в московской школе 2042 с углубленным изучением восточных языков им. братьев Лазаревых Рубеном Абраамяном, который активно использует на своих уроках PadBot.
Павел Жданов: Здравствуйте, Рубен. Ваша школа относится к числу тех, где закупили роботов дистанционного присутствия PadBot. А кто стал инициатором приобретения данного устройства? Как так вышло, что выбор пал именно на него?
Рубен Абраамян: Инициатором покупки робота виртуального присутствия был я. До этого мы силами учеников собирали подобное устройство, естественно, на более низком техническом уровне. Брали радиоуправляемую машину, склеивали корпус и прикрепляли телефон. Для управления требовалось два человека. И управление было в пределах видимости. Я организовал в школе фестиваль науки и, встретив в интернете ваше устройство, решил купить. Робот имел огромный успех, но это была разовая акция.
П.Ж.: Какие его особенности стали решающими?
Р.А.: Выбрал PadBot, как лучший вариант в соотношении цена-качество. Однозначно лучший!
П.Ж.: Всем известно, что люди старой закалки, как правило, «со скрипом» пускают технологические новшества в свою жизнь. А как происходило в Вашем коллективе? Были ли те, кто не верил в целесообразность применения данных устройств, и изменилось ли их мнение со временем?
Р.А.: Согласен, многие учителя насторожено относятся к ИТ-устройствам в образовании. Любопытная ситуация сложилась. Методически грамотный и знающий учитель боится компьютеров и не знает их, а знающие компьютеры — плохо знают педагогику. Но это лишь часть учителей. Постепенно тенденция меняется. На сегодня много учителей широко используют информационные технологии в процессе обучения. Так, скромненько, и я среди них (смеётся).
П.Ж.: Как данный робот помогает Вам в работе? Какие варианты применений Вы ему нашли?
Р.А.: Я, если можно так выразиться, «передовик» в плане внедрения различных технологических новинок в педагогический процесс. Я сам, своими силами, принёс в свой кабинет много устройств, позволяющих повысить качество обучения.
- Дистанционные уроки — ученик пишет дома, мы в классе видим, как он пишет на доске.
- Использую электронные ручки — ученик пишет в тетради, а я в любой момент могу вывести его надписи на экран и на электронную доску.
- Электронные учебники и тесты.
- Я организовал систему, позволяющую одновременно вести дистанционно уроки в двух классах. Причём в разных классах разные предметы (физика и математика). Именно для такого урока PadBot — отличный помощник. Я не только могу наблюдать за классом с одной точки (как было до покупки робота), но и перемещаюсь по классу, наблюдая за работой конкретных учеников. Робот заменяет мне и дежурство в коридорах на переменах. Для меня это очень важно. Я отдыхаю в кабинете, пью кофе, одновременно дежуря. Ну это, скорее, моя лень (улыбается).
П.Ж.: А как обстоят дела с обучением детей с ограниченными возможностями, применяется ли PadBot в этом направлении?
Р.А.: Да. Я занимаюсь с детьми с ограниченными возможностями, как правило, — это дистанционное присутствие на уроках и этого вполне достаточно. На сегодня я не вижу здесь возможностей использования робота. Дело в том, что без государственной поддержки школам эту программу не потянуть. Хотя я стараюсь.
П.Ж.: Ну и напоследок хотелось бы поговорить о технических аспектах. Как вообще происходит перемещение робота из класса в класс? Нет ли опасности, что проходящий мимо школьник случайно зацепит и разобьёт столь сложное устройство?
Р.А.: Старшие классы достаточно аккуратно обходят робота, с начальной школой сложнее, потому что детишки обязательно хотят его потрогать. Но прецедентов не было.
П.Ж.: Есть ли у Вас какие-то пожелания разработчикам по поводу улучшения устройства?
Р.А.: Хотелось бы поставить колеса побольше (порожки в кабинетах робот часто не преодолевает) и сделать робота повыше ростом. И сделать громче звук.
Подводя итог, можно сказать, что в сфере образования подобное устройство способно не только помочь ученикам с ограниченными возможностями, но и открывает перед учителем совершенно новые горизонты в изложении материала, позволяя значительно облегчить повседневные задачи.
При этом образование не единственная сфера, где внедрение подобных устройств весьма перспективно. PadBot может применяться везде, где требуется присутствие в двух местах одновременно. Их могут использовать врачи для наблюдения за пациентами или проведения обходов при вынужденном отсутствии либо для экономии времени. Робот может стать отличным подспорьем и для начальника отдела или директора, например, с его помощью можно проводить конференции или же наблюдать за работой сотрудников, попутно решая возникающие проблемы, физически не присутствуя в офисе.
Одним словом, возможности использования данного устройства весьма широки, и пользователи без труда смогут сами найти для него новые сферы применения.
Комментарии
(0) Добавить комментарий