Уникальный диагностический комплекс по поиску и устранению аварий на линиях электропередач «Канатоход» в скором времени может быть реализован на базе Иркутской электросетевой компании – индустриального партнера трека Power&Energy стартап-акселератора GenerationS от РВК.
Уникальный диагностический комплекс по поиску и устранению аварий на линиях электропередач «Канатоход» был разработан преподавателями Уральского федерального университета. Проект уже получил поддержку фонда «Сколково», а совсем недавно стал участником корпоративного акселератора GenerationS – образовательной программы с участием экспертов РВК и индустриальных партнеров, позволяющей отточить все детали бизнес-плана и в максимально выгодном свете представить разработку потенциальному заказчику. Комплекс разрабатывается при поддержке губернатора и правительства Свердловской области.
«Я еще семь лет назад понял, что главная задача в российской энергетике — автоматизировать и роботизировать сеть, оставалось только найти свой проект. Сначала пришла идея делать роботы-вертолеты для диагностики высоковольтных линий. Но в Федеральной сетевой компании (ФСК) сказали, что им это не нужно, а нужен робот, который может проходить по сети сотни километров там, где нет дорог и связи. И мы его сделали. Сейчас наша команда уже запустила пилотный проект с ФСК, а в GenerationS мы пришли, чтобы сделать то же самое и с «Иркутской электросетевой компанией». А еще — чтобы найти соинвестора для гранта в «Сколково», - рассказывает руководитель проекта, преподаватель Механико-машиностроительного института УрФУ Александр Лемех.
«Канатоход» представляет собой комплекс для контроля высоковольтных воздушных линий электропередач, состоящий из беспилотной тележки и вертолета, который используется для ее установки и снятия. «Канатоход» сканирует трассу, строит карту, выявляет дефекты, записывает и передает данные. На испытаниях, которые в конце сентября проводились под Волгоградом, ученым удалось успешно продемонстрировать работу комплекса в действии: поднять робота в воздух и посадить на грозотрос в месте условной аварии.
По словам Александра, главная задача проекта состояла в том, чтобы создать устройство, которое бы автоматически двигалось от подстанции к подстанции, контролировало бы всю линию электропередач и могло бы не только найти, но и устранить дефект.
«В перспективе один комплекс «Канатоход» сможет обслуживать более тысячи километров ЛЭП, — говорит Александр. – Это позволит быстро устранять аварии на электросетях, к тому же снизит риск для самих электриков. Мы оснастили комплекс тепловизором и ультрафиолетовой камерой, чтобы он мог находить повреждение на расстоянии в несколько километров. Проект не имеет мировых аналогов, в том числе по ожидаемой производительности и эффективности. К 2018 году планируется выход комплекса на российский и мировой рынок диагностики воздушных линий электропередач».
Вхождение проекта «Канатоход» в число участников корпоративного акселератора GenerationS, по мнению Александра Лемеха, является важным шагом в скорейшем внедрении разработки.
«Очень сильным ходом было то, что по всем трекам GenerationS собирались в Москве в одном месте, в одно и то же время, и у нас была возможность общаться с представителями всех проектов, – рассказывает Александр Лемех. – Это очень хорошо, потому что у инновационных проектов даже в разных направлениях очень много общего. Также хотел бы отметить высокий уровень экспертов, в частности, коллег из РВК и инвестиционных фондов».
Еще одним неоспоримым преимуществом GenerationS, по словам Александра Лемеха, является то, что проект делает ставку на взаимодействие с индустриальной кампанией компанией в рамках каждого из направлений.
«Индустриальным партнером нашего трека является Иркутская электросетевая компания, роль которой очень важна для развития нашего проекта, – отмечает Александр. – В январе мы едем в Иркутск для того, чтобы выстраивать взаимодействие в плане внедрения нашего проекта, исходя из текущих потребностей данного предприятия. Я уверен, что это предприятие наряду с МРСК Урала сможет стать одной из компаний, где мы сможем внедрить наш проект – либо в виде оказания услуг по диагностике линий электропередач, либо через какие-то другие формы сотрудничества. Корпоративный акселератор позволяет выработать бизнес-план в такой форме, чтобы Иркутская электросетевая компания имела бы возможность сравнить проекты языком цифр, финансов. Эта работа ведется, и 9 января мы будем представлять свой доклад нашему индустриальному партнеру».
ФСК выделяет примерно 150 типов дефектов в линиях электропередач. Из-за каждого может случиться авария. Другая цифра: ежегодно при диагностике высоковольтных линий гибнет около 100 человек. «Канатоход» — роботизированный комплекс для диагностики высоковольтных воздушных линий. Робот самостоятельно взлетает, садится на линию и движется по ней, одновременно подзаряжаясь. Он автоматически, без помощи человека, проходит от подстанции к подстанции по 200 км в тайге и поле — даже там, где вообще нет людей. Эта технология позволит экономить стране 25 млрд рублей на диагностике ежегодно.
Комментарии
(0) Добавить комментарий