Функции робота-бармена это нечто необычное для машины. Он должен научиться игнорировать некоторые детали и обращать особое внимание на знаки общения. Исследователи из «Центра передового опыта в области когнитивных интерактивных технологий» (CITEC) в немецком Университете Билефельда выясняли, как робот-бармен может распознавать знаки человеческого общения и надлежащим образом подавать напитки.
Для нового исследования они пригласили его участников в лабораторию и попросили их примерить на себя «шкуру» роботизированного бармена. Участники реагировали на события через глаза и уши робота и выбирали из перечня доступных ему действий. Результаты были опубликованы в открытом доступе на страницах журнала «Frontiers in Psychology».
В рамках совместного проекта, финансируемого ЕС, исследователи из немецких городов Билефельд и Мюнхен, Эдинбурга (Великобритания) и Крит (Греция) разрабатывают робота-бармена под названием Джеймс. От Университета Билефельда в проекте участвует исследовательская группа психолингвистики под руководством Яна де Рюйтера. «Мы учим Джеймса распознать момент, когда клиент желает оформить заказ», - говорит Ян де Рюйтер.
Робот не может автоматически понять, какое поведение клиента возле стойки бара означает, что тот хочет сделать заказ. Это может быть близость к стойке бара? Или когда заказчик наклоняется к стойке? Или, возможно, более важно, будет ли клиент говорить? Робот воспринимает перечень условий, который обновляется, как только что-то меняется. Каждая часть информации обрабатывается независимо и одинаково важна. Для того, чтобы понять клиентов, робот разбирается в ситуации по частям.
«Мы спросили себя, как человек-бармен решает проблему и может ли робот использовать аналогичные стратегии», - говорит Ян де Рюйтер. Участников эксперимента попросили поставить себя на место робота-бармена. Они сидели перед экраном компьютера и получали данные для робота: видимость заказчика, положение его относительно стойки, положение лица, угол тела и лица относительно робота. Эти данные были записаны во время пробного сеанса с роботом Джеймсом в макете бара в Мюнхене. В демонстрации клиентов попросили заказать напитки у Джеймса и затем оценить обслуживание.
В лаборатории Билефельда участники наблюдали на экране, как робот распознавал ситуацию. Например, они видели, как клиент говорил что-либо («Дайте стакан воды, пожалуйста»), и насколько уверенно робот распознавал сообщение. Участники наблюдали двух клиентов одновременно. «Мы разработали исследование, как ролевую игру, так чтобы все это было доступно. Участники действительно вошли в нее, несмотря на то, что полагались только на роботизированные данные без видео. Эксперимент был очень важным, мы хотели, чтобы участники реагировали интуитивно, не задумываясь о своих действиях». Поведение клиентов было представлено поэтапно, шаг за шагом. Участники должны были решить, на каждом этапе, что они будут делать в роли робота.
Мы сравнили новые данные с прежними выводами. Клиенты желают сделать заказ, если они стоят возле барной стойки и смотрят на бармена. Не имеет значения, говорят ли они, отмечает Себастьян Лот, соавтор исследования. Таким образом, мы уверены, что наши новые результаты являются надежными. Наше новое исследование сосредоточено на действиях роботов-барменов. Например, участники не говорят со своим клиентом сразу, но они поворачивают робота к клиенту и смотрят на него. Этот зрительный контакт является визуальным рукопожатием. После чего обе стороны могут говорить. Исследователи использовали эти знания и разработали стратегию поведения для робота-бармена Джеймса. Но Лот говорит: «Эти методы применимы ко всем роботизированным услугам и многим другим применениям».
Комментарии
(0) Добавить комментарий