Нередко обсуждается, что в будущем роботы смогут взять на себя домашние дела, но пока нет общего мнения насчет того, насколько роботы-помощники должны быть похожи на людей.
Основная задача такого робота – помогать людям, в первую очередь, пожилым, детям или людям с ограниченными возможностями. Обычно такие роботы предназначены для помощи в конкретном месте: дома, в больнице или специальном учреждении.
В начале прошлого века одной из первых технологических разработок для помощи по дому стал пылесос – с тех пор инновации преобразили домашнюю жизнь. Сегодня роботы даже умеют готовить – робота-шефа разработали в Moley Robotics, стартапе, который победил на Азиатской выставке потребительской электроники в 2015 году. Сообщается, что робот способен приготовить 2000 разных блюд.
Pepper, новый робот от Aldebaran Robotics, является хорошим примером человекоподобного робота-помощника. Он может содействовать в принятии решений, определять выражения лица и общаться с людьми. Pepper меняет свое поведение в зависимости от настроения человека – можно сказать, что робот проявляет заботу. На сегодняшний день приобрести робота Pepper могут только исследовательские организации и жители Японии – для них цена составит около 11200 долларов.
Роботы-помощники также могут быть похожи на питомцев. Например, Paro – робот в виде морского котика, призванный составить компанию пожилым людям. В действительности, он не помогает человеку физически, ему самому нужна забота – именно так Paro оказывает эмоциональную поддержку.
Иногда люди привязываются к роботам, изначально не созданным в качестве компаньонов. Один из примеров – Roomba, умный пылесос. Я-Йонг Сун и его коллеги из Технологического института Джорджии в ходе исследований обнаружили, что люди стремились чаще убирать дома, чтобы роботу-пылесосу было проще делать свою работу.
Хотя многие из этих роботов так или иначе проявляют инициативу и побуждают людей с ними взаимодействовать, большинство скорее ожидают действий человека, а затем реагируют на них.
Благодаря прогрессу в области искусственного интеллекта и технологий, сегодня стало возможным разрабатывать более умные системы, способные вести себя, как человек. В прошлом году было представлено несколько разработок, среди которых Nadine, робот на ресепшн, Yangyang, поющий робот, и Aiko Chihira, робот, который может общаться на языке жестов.
Обычно в отрасли применяется популярный и неоднозначный тест Тьюринга, позволяющий определить, насколько интеллект машины похож на человеческий. Тем не менее, с роботами дело обстоит иначе, поскольку они должны проявлять интеллект и в своих действиях. Пока не существует стандартного теста для определения, насколько «человекоподобен» робот – возможно, его разработают в будущем. В любом случае, исследователи согласны с тем, что робот должен проявлять социальные качества и иметь собственный характер, уметь понимать и распознавать речь и выражения лиц людей.
Другой вопрос в том, должны ли роботы обладать собственными яркими чертами характера и брать на себя инициативу, становясь все больше похожими на людей. Например, если бы умные пылесосы могли отличить спящего человека от предмета, волосы одной женщины из Южной Кореи не попали бы в механизм. С другой стороны, есть мнение, что делать роботов слишком умными опасно. Исследования возможных последствий пока находятся на начальной стадии, но в научном сообществе все еще ведутся дискуссии о том, могут ли у робота быть чувства и осознает ли он самого себя. Хотя искусственный интеллект, например, Alpha Go, способен успешно выполнять некоторые задачи, наука еще далека от разработки системы, максимально похожей на разумного человека.
В настоящее время роботы-помощники либо предназначены для выполнения конкретных задач, либо служат компаньонами. Например, Jibo – это социальный робот, который может разговаривать, заказывать еду, напоминать о некоторых вещах, делать фотографии, тогда как Roomba – умный пылесос, имеющий конкретное практическое назначение.
Так или иначе, речь идет о соблюдении баланса, в зависимости от задач робота и особенностей владельца. Исследования показали, что чем больше человек склонен контролировать роботов, тем чаще он ожидает от машин проявления инициативы и тем больше он стремится поручать роботам задачи. Данное исследование было сосредоточено исключительно на том, какая степень инициативы ожидается от робота при выполнении задач по уборке. Участникам исследования предложили несколько вариантов: включить робота-уборщика самостоятельно, дать роботу-компаньону указание дистанционно включить робота-уборщика или настроить робота-компаньона так, чтобы он включал робота-уборщика при получении напоминания о том, что необходимо провести уборку. По результатам исследования, большинство опрошенных предпочитают последний вариант.
Этот парадоксальный результат можно объяснить тем, что сейчас люди уже привыкли быть окруженными технологиями, действующими в полуавтономном режиме. Умные роботы-помощники – это просто следующая стадия в эволюции взаимодействия человека с технологиями.
Весьма вероятно, что в будущем появится больше домашних роботов-помощников, которых можно изменять в соответствии с индивидуальными предпочтениями владельцев. Возможно, их можно будет купить так же, как сегодня пылесосы и телефоны – кажется, что в будущем у каждого будет свой робот.
По материалам robohub.org
Комментарии
(1) Добавить комментарий