В предыдущей части мы разобрались с тем, каков обобщённый портрет социальных роботов. Они общительны, обучаемы, пытаются походить на людей в поведении. Их основной упор – на использование механизмов в социальных взаимодействиях. Многие модели социальных роботов уже используются в нашей жизни.
Самое время рассмотреть отдельные виды и подвиды уже существующих и ещё не созданных социальных роботов.
Прежде всего, логично классифицировать их по месту использования: домашние, офисные, школьные, больничные, выставочные, ресторанные, развлекательные, и т.п. Наверное, трудно представить себе место нахождения людей, где не было бы работы, соответствующей социальному роботу. Попробуйте мысленно нарисовать картину использования социальных роботов в вышеперечисленных и других местах по вашему выбору. Это весьма увлекательное занятие. И полезное, особенно, если вы опишете её в комментариях к этому выпуску. У кого будет самое яркое и необычное описание?
Следующее направление классификации – не такое всеобъемлющее. Как правило, социальные роботы, как и люди, весьма многофункциональны. Но как каждый из нас что-то делает лучше, а что-то хуже, роботы также нуждаются в профилировании, поскольку это экономически оправданно. Итак – классификация по главной функции:
- Привлечение людей: робот-промоутер
- Создание положительных эмоций у людей: эмо-робот
- Непринуждённое общение: робот-компаньон, робот-тамада
- Наблюдение и общение с детьми: робот-няня, робот-гувернёр
- Общение с людьми, проникшими на охраняемую территорию: робот-охранник
- Развлечение людей: робот-затейник
- Разнос чего-либо: робот-сервировщик, робот-официантv
- Создание театральных постановок: робот-актёр
- Обучение: робот-учитель
Конечно, и этот список можно продолжать. Но его также можно и укоротить. Если внимательно взглянуть, то мы видим, что все функции можно разделить на два класса:
- Привлечение (роботы-промоутеры)
- Оказание услуги (сервисные роботы)
Сегодня в России представлены в основном роботы-промоутеры. И даже немногочисленные сервисные роботы используются в основном для привлечения. Причина тому – неразвитость рынка роботов, и полное отсутствие рынка сервисных роботов. Но это – пока. Завтрашний день готовит нам взрывной спрос именно на сервисных роботов, доминирование которых над промоутерами очевидно из предыдущего списка.
Возвращаясь к нему, несложно заметить, что он сродни классификации по профессии, но с одним уточнением: если выбор профессии человеком не влияет на его анатомию – у него по прежнему две руки, две ноги, и т.д., то робот-промоутер или эмо-робот может вообще не иметь "рук и ног". И наоборот – в отличие от человека, робота можно "обучить" хоть всем существующим профессиям. Главное – чтобы у него хватило органов взаимодействия для этих профессий.
Если бы мы могли создать робота, имеющего все человеческие органы чувств и взаимодействия, а также невысокую цену, то в классификации исчезла бы необходимость. Робот-каменщик через час смог бы быть учителем или актёром.Из этого можно сделать следующий вывод – наиболее важна классификация по наличию или отсутствию аналогов внешних органов человека. Классификация по анатомическим возможностям:
- Зрение
- Бинокулярное зрение
- Степени подвижности "глаз"
- Слух
- Пространственный слух
- Голос
- Лицо с мимикой и артикуляцией
- Степени подвижности "головы"
- Руки для жестикуляции (степени подвижности)
- Кисти рук для захвата (степени подвижности)
- Торс для трансформации формы – встать, сесть, лечь и т.п. (степени подвижности)
- Органы движения. Тип – колёса, гусеницы, ноги, и т.п.
Также надо упомянуть осязание, обоняние, вкус, которые рано или поздно получат роботы. Ещё надо добавить не упомянутые выше органы взаимодействия, доступные только роботам. Сможете предположить какие? Жду ваши ответы в комментариях)
Комментарии
(0) Добавить комментарий