В прошлый раз мы затронули тему сервисных роботов, как одну из самых легко монетизируемых областей робототехники. Что же мешает созданию широчайшего ряда сервисных роботов и использованию их в различных видах пока ещё человеческой деятельности? Именно сервисные элементы!
Они настолько разнообразны и многогранны, что часто должны разрабатываться и изготавливаться в различных сферах промышленности. Так сейчас и случается - мы каждый день получаем информацию об очередном новом сервисном роботе, произведённом отнюдь не робототехнической компанией. Почему так происходит? Наверное потому, что робототехника это не совсем наука, скорее это сумма технологий, позволяющая «оживить» привычные предметы.
Мы уже затрагивали оснащение торговых автоматов возможностью «личностного» общения и взаимодействия, которую мы назвали «Face+». Теперь отправимся немного дальше – рассмотрим, что мы можем роботизировать ещё из сервисных механизмов.
Наиболее интересное – это роботизация самодвижущихся устройств. Список их огромен. Самое главное, что их объединяет – это необходимость постоянного участия человека в управлении ими. По сути, они не просто инструмент, а передвижное рабочее место, оснащённое профессиональным оборудованием для выполнения какой-либо функции. Попробуем привести примеры подобных механизмов:
- поломоечные машины,
- снегоуборщики,
- автопогрузчики,
- экскаваторы,
- сельскохозяйственные комбайны,
- многие другие виды техники, требующие непрерывного управления человеком,
- и даже гужевой транспорт.
Стоит ли пытаться превзойти изготовителей перечисленного оборудования в качестве выполняемой работы? История подсказывает, что качество не всегда главное конкурентное преимущество: например, изобретённая более века назад посудомоечная машина начала завоёвывать популярность не потому, что мыла посуду лучше вас или быстрее вас, а потому, что делала это ВМЕСТО вас. Но если мытьё посуды без посудомоечной машины - сугубо ручной труд, подразумевающий непосредственный контакт рук с объектом обработки, то вышеперечисленные механизмы уже разработаны, как посредник между человеком и объектом деятельности. Для их роботизации достаточно создать робота для замены человека на весьма стандартизированном рабочем месте с ограниченными возможностями. Мы называем таких роботов – Робот-наездник (RoboRider).
Какие черты соответствуют этим роботам? Они могут быть совершенно не антропоморфными – «лицо» такому роботу нужно лишь для того, чтобы меньше пугать прохожих пустым местом водителя. А также, чтобы было, куда окружающим людям выражать негодование, если робот делает что-то не так.
Но при этом, роботы-наездники должны быть максимально антропометричны, т.к. их цель - занять рабочие места людей. У них даже желательны «ноги», но не для ходьбы, а для нажатия на педали – стандартные органы управления техникой. Количество ног вряд ли будет соответствовать человеческому, скорее – количеству педалей, для упрощения движений и снижения вероятности «нажать не туда».
Также не помешают множественные «руки», служащие для управления рулевым колесом и многочисленными рычагами. Конечно, ничего похожего на человеческие конечности не предполагается. Скорее, актуаторы подобного робота будут напоминать щупальца осьминога. Но это лишь на раннем этапе – затем в стандартной технике появятся специализированный интерфейсный разъём для полного управления, как в своё время в автомобилях возник стандартизированный разъём для диагностики – «OBD».
После исчезнет необходимость кабины для человека. Но это не сразу. Главное – с самого начала использования у роботов-наездников должны быть развитые системы технического зрения и прочие датчики окружающей обстановки. От этого зависит, насколько качественно этот «искусственный интеллект» будет справляться со своими обязанностями.
Но какими совершенными не были бы системы автоматического вождения и управления, всегда остаётся вероятность возникновения нештатной ситуации, не предусмотренной во всём хитросплетении алгоритмов искусственного интеллекта. И дело не в том, что у водителя-человека не бывает ошибок, а в том, что он за них отвечает, а автомат - нет. За действия автомата вынужден отвечать его конструктор, и это - основная проблема, мешающая быстрому развитию автоматических систем.
Все алгоритмы, которые могут привести к опасным действиям механизма, должны быть скрупулёзно оттестированы во всевозможных ситуациях. И чаще всего время на тестирование многократно превышает время на их разработку. При изменении алгоритма, даже незначительном, неизбежен новый цикл тестирования. Как выйти из этого «порочного круга»? Как ускорить создание и внедрение новых алгоритмов в робототехнике? Как уже сегодня избежать «тупости» роботов и получить качество работы, не отличимое от того, что мы привыкли видеть в фильмах жанра научной фантастики? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Предыдущие материалы можно найти на странице автора Амбарцумова Александра Григорьевича.
Комментарии
(0) Добавить комментарий