Космонавт европейского космического агентства (ESA) Андреас Могенсен, находясь в данный момент на борту Международной космической станции (МКС) на высоте 400 км, успешно выполнил эксперимент по управлению находящимся на Земле вездеходом.
Система управления, использующая сложный механизм обратной связи, позволяла Могенсену определить, когда манипулятор ровера встречал сопротивление. Эта технология может быть также применена и для других целей, как в космосе, так и на Земле, позволяя использовать в опасных условиях аппараты вместо человека.
Использованный в эксперименте вездеход Interact Centaur был разработан и создан в рамках сотрудничества между специалистами ESA и аспирантами из Технологического университета Делфта в Нидерландах. Ходовая часть использует конструкцию 4х4, есть камера наверху. Два чрезвычайно ловких манипулятора оснащены датчиками с обратной связью для манипуляций с обследуемыми объектами. Ровер также оборудован множеством бесконтактных датчиков и манипулятором с лазером, чтобы обеспечить глубину восприятия пространства.
На испытаниях, которые состоялись 7 сентября в лаборатории теле робототехники в Нидерландах, ровер сделал два подхода к приборной панели, извлек оттуда металлический штифт и вставил его в круглое отверстие диаметром лишь 6 мм, чтобы замкнуть электрическую цепь.
«Я никогда не работал ранее с таким ровером, но его управление оказалось очень интуитивно понятным», - заявляет Андре Шиле из Лаборатории теле робототехники ESA. «Андреасу потребовалось 45 минут, чтобы добраться до приборной панели, а затем с первой попытки вставить штифт. В следующем подходе для решения задачи было затрачено менее 10 минут, что свидетельствует об очень успешном процессе обучения.»
Для достижения эффективной обратной связи по усилию требуется сложное программное обеспечение, чтобы устранить временную задержку почти в секунду и обеспечить между пилотом и ровером идеальную синхронизацию, несмотря на то, что сигнал связи преодолевает расстояние в 144 000 км.
Хотя, на первый взгляд, это может показаться и незначительным достижением, но достигнутая точность системы управления с обратной связью может быть первым шагом на пути к тому моменту, когда космонавты на орбите Марса смогут управлять марсоходами на поверхности Красной планеты. ESA также планирует использовать эту технологию в процессе очистки околоземной орбиты, она может также помочь в строительстве объектов на Луне. Но только космосом ее применение не ограничивается.
Механизм обратной связи и высокий уровень контроля, который она обеспечивает, в будущем позволят заменить роверами человека в опасных условиях, представляя еще одну пользу, извлекаемую человечеством от исследований космоса.
Комментарии
(0) Добавить комментарий