Мы продолжаем публикацию на нашем портале материалов по интереснейшим отечественным разработкам в области робототехники. Сегодня вы сможете познакомиться со второй частью интервью с инженером-исследователем Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, кандидатом физико-математических наук, Игорем Орловым. Первую часть интервью можно посмотреть здесь http://www.robo-geek.ru/intervyu/rossiiskie-razrabotki-biomexatronika
Robogeek.ru: Игорь, мы продолжаем разговор с Вами. Расскажите теперь о другой Вашей разработке — роботе Манго.
Игорь Орлов: Манго (англ. ManGo) — российский проект по созданию робота для игры с человеком в такие популярные настольные игры, как Го, Хнефатафл, Гомоку и другие. Разработка эта не только моя — ее ведёт целая команда ученых, аспирантов и студентов, собранная на базе ИПМ им. М.В. Келдыша РАН и УНЦ Интеллектуальной робототехники РГГУ. Основатели проекта: Антон Алисейчик, инженер-исследователь Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, кандидат физико-математических наук, и Ваш покорный слуга.
Как я уже сказал, интеллектуальный робот «МанГо» предназначен для игры с человеком в настольные игры, и может использоваться как дома, так и для тренировки команд, дистанционной игры, в клубах и школах. С помощью МанГо игроки получают возможность принимать участие сразу в нескольких турнирах по всему миру, не выходя из дома.
Robogeek.ru: Замечательно. Игорь, а почему возникла мысль сделать именно такой проект — для настольных игр? И почему не шахматы?
И.О.: Делать робота для игры в шахматы было неинтересно — ведь уже давно разработана программа, которая позволяет выигрывать у сильнейших игроков мира. Мы пошли другим, более сложным путем — ведь всегда интереснее работать там, где много неразрешенных вопросов. Так появилась мысль о создании робота с программой для игры в Го (прим. авт.: Го - это логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием, возникшая в древнем Китае, по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч лет назад. По общему числу игроков — одна из самых распространённых настольных игр в мире. Комбинаторика в игре Го намного сложнее, чем в шахматах: в ходе игры возникает настолько огромное количество возможных позиций (несколько миллиардов), что просчет оптимальных вариантов становится невозможным даже для самых мощных компьютеров. Так что найти тот алгоритм, который позволил бы победить в игре Го, фактически невозможно, поэтому это очень интересная задача для современных программистов и разработчиков.
Robogeek.ru: То есть, цель этой разработки — сделать робота для настольных игр, таких, как Го, с возможностью дистанционной игры, а также тренировки и обучения, так?
И.О.: Не совсем. Этот проект у нас многозадачный. Когда появилась идея создания такого робота, нашлось большое количество робототехнических вопросов, которые требовали решения и отдельной разработки. Например, работа электро и пневмоприводов. Большинство роботов сейчас работают на электроприводах. С ними никаких вопросов в целом нет — те проблемы, какие были с электроприводами, уже решены, разработано и налажено производство. А вот пневматика имеет большой спектр нерешенных вопросов: точность, скорость и другие. Поэтому мы выбрали пневмо — нам интересно работать с нерешенными задачами. Тем более, что у пневмоприводов есть свои неоспоримые плюсы — они дешевле электроприводов и намного мощнее (выше удельная мощность). Поэтому здесь есть, за что бороться. Решение вопросов с пневмоприводами очень приветствуется и ожидается в промышленности.
Также в этом роботе ставятся разные задачи для решения в области технического зрения. Сейчас эта область очень активно развивается и наша разработка также будет интересна техникам, программистам. Кроме того, мы уже поставили новые задачи — управление роботом через смартфон. Сейчас работаем над этим.
Robogeek.ru: Очень многоплановая разработка у Вас получилась. Насколько удалось решить все поставленные задачи?
И.О.: В данном случае у нас не было цели все задачи решить самим — некоторые задачи мы только поставили для того, чтобы их показать и дать возможность решить их другим. То есть, фактически, робот МанГо — это научно-образовательный проект. Нужна была обучающая площадка, которую могли бы использовать для обучения и работы на разных уровнях и по разным задачам: от учеников школ и робокружков до аспирантов инженерно-технических специальностей, программистов и роботехников, от любительских матчей в Го и другие игры до профессиональных соревнований.
Этот робот подходит профессионалам и любителям очень широкого круга интересов: система управления построена на сигналах угловых датчиков, данных визуального характера c использованием голосового управления и технического зрения. Также для работы робота используется пневмопривод, о котором мы уже говорили. Технических задач для обучения и тренировки здесь очень много. Сейчас рассматривается вариант с проведением конкурса среди робототехнических коллективов на базе МанГо. Каждой команде будет ставится отдельная профильная задача в зависимости от специализации (например, по техническому зрению, или алгоритмам управления механикой, или программированию приложений под Android и т.п.).
Robogeek.ru: В итоге робот МанГо превратился у нас в многопрофильный образовательный проект. И это очень своевременный и актуальный проект в свете той поддержки, которую начинает оказывать государство развитию робототехники в России. Ваша разработка не должна была остаться незамеченной.
И.О.: Да, так и есть. Мы посетили несколько тематических выставок и наш робот уже заинтересовал представителей Ассоциации игры в Го в России, некоторые робототехнические лаборатории, в том числе и в Сколково. Будем развиваться дальше и продвигать наш проект. Мы поставили перед собой много задач, показали, в каком направлении надо идти, чтобы их решить, и это отличная база для дальнейших разработок в этой области и для обучения.
Robogeek.ru: Игорь, большое спасибо Вам за ответы. Желаем удачи Вашему проекту и новых успешных начинаний!
Комментарии
(0) Добавить комментарий