Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представляет данные опроса населения (проведен в конце 2018 г. в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса, выборка – 7584 человек в возрасте 18–65 лет), выявившего, в каких ситуациях россияне более склонны взаимодействовать с роботами, а в каких – менее.
Главные выводы:
В отличие от привычных средств техники, роботы и устройства с искусственным интеллектом могут участвовать в принятии решений и проявлять субъектность. В ходе исследования респондентам было предложено оценить степень комфортности каждой из десяти проективных ситуаций, где эти особенности выражены в разной мере.
Выяснилось, что россияне более готовы взаимодействовать с роботами в тех случаях, когда решения в конечном счете принимает человек, а робот подчиняется его воле. Так, большинству опрошенных было бы комфортно, если робот-помощник выполнит за них часть домашних дел (66%), дрон доставит покупки из магазина (62%), робот-консультант поможет с юридическими вопросами (53%).
В меньшей степени россияне готовы к ситуациям, в которых роботы выступают субъектами действий: к совместной с ними трудовой деятельности положительно относятся 44% респондентов, дискуссиям – 38%, решениям роботов о выдаче кредитов – чуть более трети (35%); каждый пятый (21%) сядет в беспилотное такси, каждый седьмой (14%) доверится роботу-хирургу.
Наиболее выражена субъектность роботов в ситуациях ухода за людьми, соответственно, лишь 10% россиян могли бы отвести детей к роботу-воспитателю, при этом почти вдвое больше (19%) готовы поручить роботам уход за пожилыми родителями.
Предлагаем ознакомиться c полной версией материала.
Комментарии
(0) Добавить комментарий