Компания Cognitive Technologies, основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа, подвела итоги социологического исследования, проведенного среди граждан Российской Федерации при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ, а также нашего портала Robogeek.ru.
Целью исследования было формирование системы моральных критериев, определяющих поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Стимулом к его проведению для компании стала необходимость разработки сценариев поведения беспилотного автомобиля. В исследовании приняли участие порядка 80 тыс. человек из 47 регионов России.
Напомним, что организаторы исследования подготовили описания нескольких типичных ситуаций с участием авторобота, требующих моральной оценки поведения искусственного интеллекта. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагала полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления абсолютно исключено.
Основным итогом исследования стало намерение граждан России обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии. Почти 71% респондентов был готов направить авторобот в кювет, чтобы не задавить других людей, случайно вышедших перед ним на проезжую часть, несмотря на то, что это может привести к неминуемым глобальным его повреждениям и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира.
Давить нельзя помиловать
Однако, проведенные в рамках исследования дополнительные, персональные интервью с разными категориями граждан России, показали, что направляя беспилотный автомобиль в кювет, участники исследования не до конца отдавали себе отчет, что они сами могут оказаться в его кабине. Получается, чтобы сохранить жизнь выбежавших на дорогу людей, авторобот будет запрограммирован на самоуничтожение вместе со своим пассажиром.
Стоит сказать, что это обстоятельство вызвало наибольшую сложность у интервьюируемых. Довольно значимая их часть (43% из 1384 участников) даже предложила искусственному интеллекту автомобиля формировать своего рода рейтинг участников ДТП. Иными словами, они посчитали возможным определять наиболее и наименее «ценных» его участников, например, на основании сравнения возраста, пола или других характеристик. Но главное, и это можно считать важным итогом исследования, было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать. К примеру, если перед автороботом в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет.
Другие итоги исследования
Еще одним итогом исследования стало отсутствие явного преобладания какой-либо социальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов поведения искусственного интеллекта. Ответы всех категорий граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах погрешности 10%). Наибольшая дисперсия наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака. Ее «жалеет» на 13% больше женщин, чем мужчин. Наиболее отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту совершать женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. Например, эта категория предпочитает съезд в кювет разрешенной ПДД возможности объехать выбежавшую на дорогу собаку (их доля составила порядка 8% всех женщин, участвовавших в исследовании).
Пенсионеры меньше других рекомендовали автороботу нарушать ПДД. Например, не оказалось ни одного пенсионера, который бы предложил ему пересечь двойную сплошную линию разметки в ситуации, проиллюстрированной ниже.
Интересно также, что практически поровну разделились мнения респондентов (55% - задавить собаку и 40% - затормозить) в случае, когда можно затормозить и ценою глобальных повреждений автомобиля сохранить жизнь собаке.По словам Президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, «мы предполагаем использовать полученные в ходе исследования результаты для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования». Исследование было проведено конце 2015 г. – начале 2016 г.
Комментарии
(0) Добавить комментарий